Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Байкало-Амурский тур. Часть XIII. Город имени себя (23.03)

Итак, Комсомольск-на-Амуре. Я шёл по городу, и у меня в голове не укладывалось, что всё-таки до него добрался. Не верилось, что я проделал такой непростой путь. Что объехал галопом все эти города - Братск, Красноярск, Северобайкальск, Тынду и Хабаровск. На любом этапе я мог споткнуться и оборвать всю эту тоненькую цепочку маршрута. Ближе всего к провалу я был в самом начале пути, в Красноярске, когда проспал весь день и реально опоздал на автобус. Но автобус, как вы помните, словно специально ждал меня, задержавшись на 15 минут. Это меня спасло. И теперь вы видите это множество фотографий, зимние кадры Байкала и Приамурья.


Я давно мечтал побывать в Комсомольске-на-Амуре. Как ни странно, меня привлекало именно название. В нём словно бы увековечен подвиг смелых и дерзких молодых людей. А может быть этот город построен на людских костях и страданиях? В общем-то, оба моих предположения были близки к истине. Своё название город получил в память о комсомольцах - первостроителях на Амуре. Но 70% строителей были заключёнными. Из-за этого, кстати, у города появились уничижительные прозвища "копай-город" и "Зэковск-на-Амуре". Так что попадали в эти дикие таёжные места в том числе и за большие грехи.


Но меня впечатлило прежде всего то, что немало молодёжи отправлялось туда добровольно. Особенно примечателен подвиг хетагуровок. Дальний Восток того времени был гигантской новостройкой, где остро требовались руки молодых. Предстояло выполнить главную задачу — сделать восточную окраину страны индустриальной. И уже в 1932 году на берегу Амура, у села Пермского, высадились молодые строители, которым предстояло построить город юности — Комсомольск. Среди шести тысяч приехавших на дальневосточную стройку было всего около 30 женщин. Одна из них — 17-летняя Валентина Зарубина (Хетагурова в дальнейшем), прибывшая по мобилизации ЦК комсомола, — впоследствии стала инициатором патриотического движения девушек на Дальний Восток. В 1937 году было опубликовано обращение Валентины Хетагуровой: «Девушки! Сестры-комсомолки! К вам от имени молодых дальневосточниц обращаю свой призыв... Пять лет назад я стала дальневосточницей... Здесь открываются самые лучшие качества людей. Здесь умеют по-настоящему помогать товарищу, дружить и в радостях, и в невзгодах. Трудности сближают... Нам нужны просто люди — смелые, решительные, самоотверженные. Вас ждут замечательная работа, замечательные люди, замечательное будущее... Мы ждем вас, дорогие подруги!» Эта весть облетела всю страну. На призыв откликнулись десятки тысяч девушек. Так вслед за стахановским движением в стране появилось и хетагуровское.
Подробнее о хетагуровках можно узнать в статье регионального культурно-просветительского журнала "Словесница Искусств".


Об этом, как и о многих славных страницах истории города, я узнал в Краеведческом музее на площади Кирова, на который я случайно набрёл, идя в сторону Центрального рынка.

Но показ фотографий начну с прогулки по набережной Амура.





1. Вот как здесь выглядит Амур в марте. Весь покрыт льдом и снегом, всюду рыбачат любители подлёдной рыбалки.
Виднеется мост, по которому проходит автодорога до Хабаровска.




2. Набережная Амура.




3.




4. Живописный зимний Амур.




5. Редкие участки безо льда. Кто-то выкинул коляску.




6. Возле речного вокзала.




7. Речной вокзал Комсомольска-на-Амуре. В период навигации доступны речные прогулки и рейсы до Хабаровска, Новокаменки.




8. Симпатичная набережная возле речного вокзала.




9.




10.




11.




12. На автовокзале. Расписание маршрута № 104. В нём, конечно, чёрт ногу сломит (и главное, ни слова про аэропорт!), но хотя бы стало понятно, с каким интервалом ходит автобус.
И ещё я узнал, что автобус делает остановку недалеко от железнодорожного вокзала, где у меня были оставлены вещи, так что я мог спокойно после прогулки ехать на ж/д вокзал, забирать багаж и оттуда идти на автобусную остановку. А что касается автовокзала, то он на меня произвёл удручающее впечатление, поэтому фотографировать я его не стал.




13. "Дока Пицца". Чтоооо? Как это?!
Вот такой неожиданный привет из 90-х! Помните рекламу "Дока Пицца - нельзя не соблазниться"? Полагаю, что если и видели, то давно забыли...
Это был один из первых франчайзингов в России, создателем которого был бизнесмен Владимир Довгань.




14. Это ещё и закусочная? Быть такого не может!..
Скорее всего, банальное паразитирование на умершем бренде.




15. Находится это чудесное заведение на Пионерской улице, рядом с автовокзалом.




16. Дом на пересечении улиц Пионерской и Дзержинского.




16. Дом на пересечении Пионерской и Орджоникидзе.




18. Как я уж говорил, архитектура центральных кварталов города существенно отличается от привокзального района.




19. И далеко не все из них обшарпанные или обветшалые. Есть и такие шедевры, на той же Пионерской улице.




20. Ещё один старинный дом, но менее ухоженный.




21. А вот снова яркая и отреставрированная "сталинка".




22. Жилой дом с гостиницей.




23. А вот крутейший многоэтажный дом.




24. И ещё один напротив.




25. Какие балконы и лоджии! Длинные, просторные. Как целая комната! Эх, а мне бы хоть какой балкон...




26. Улица Осоавиахима.




27. Улица Осоавиахима. Виднеется здание местных чекистов.




28. Парк Судостроитель. Ожидал увидеть в нём что-то колоритное и интересное, но...




29. Кроме вот такого уныленького фонтана и посмотреть было не на что. Возможно, летом тут красивее и интереснее.




30. Разве что "Смешарики" хоть как-то оживляли пейзаж.




31. Или тигрёнок из советского мультика.




Погуляв по "Судостроителю", я зашёл в краеведческий музей. Фотографировать в нём не стал, так как это стоило лишние 150 рублей. Да и мало кому интересны музейные фотки. Основное из увиденного я уже пересказал. Но музей рекомендую, мне понравилось. Увы, забыл стоимость входного билета: что-то около 100-200 рублей, не больше.

После музея я зашёл на рынок купить красной икры и рыбы. Затем, с увесистым пакетом, прогулялся по Краснофлотской улице.

32. Жилые кварталы на Краснофлотской. Довольно приятная расцветка домов. Вот бы и наши безбалконные гольяновские "брежневки" так же украшали.




33. Местные огороды.




34. Дом юного техника.




35. Ещё одна разукрашенная "типовушка".




36. Симпатичное сочетание старого и нового.




37. "Чикен Сити" на пересечении Краснофлотской и проспекта Мира. На задах унылого и некрасивого ДК "Судостроитель" (даже фотографировать это убожество не стал). Мне там понравилось куда меньше, чем в хабаровском "Роял Бургере". Особенно покоробило, когда мне с презрительной интонацией сделали замечание, что я не убрал за собой поднос. Впервые встречаю быстрожральню, где надо самому относить поднос после быстротрапезы!
Впрочем, это заведение спасло меня от голодной смерти, ибо с кафе и ресторанами там как-то туговато...



Подводя итог своей прогулки по центральным улочкам города, могу сказать, что центр произвёл на меня немного удручающее впечатление. Как-то скучно и слегка запущенно, что ли. В отличие от проспекта Первостроителей, которым я даже восторгался.
Но стоит при этом учесть, что мой маршрут был абсолютно случайным. Возможно, что я как раз обошёл стороной все самые симпатичные и примечательные места. Тот же трамвай я видел только мельком. И я не гулял по проспектам Мира, Ленина и улице Кирова. Возможно, что там-то как раз и расположено всё самое интересное и запоминающееся.

Как бы то ни было, в целом, о Комсомольске у меня остались довольно приятные впечатления. Да и набережная Амура всё ж таки была хороша! Это именно тот город, в котором стоит завершать длинное путешествие. И не зря я зашёл в Краеведческий музей, чтобы впечатлиться рассказами о подвигах первостроителей и хетагуровок.

В тот же день мне предстояло улететь в Москву. Я доехал до железнодорожного вокзала, забрал вещи из камеры хранения и пошёл не спеша в сторону остановки 104-го автобуса.
И тут я снова чуть не затупил.
Я умудрился перепутать Магистральную и Вокзальную улицы (просто Магистральная шла ближе к вокзалу, чем Вокзальная - не верьте лживым топонимам!), но вовремя это осознал, и по улице Гамарника я таки добрался до нужной мне остановки.

38. Улица Гамарника. Здесь всё стандартно: стремноватые на вид дома, плохие дороги. Мне приходилось то обходить лужи по колено, то балансировать на льду.




Автобуса я ждал около 15 минут. Времени до отлёта было достаточно, поэтому особо не нервничал. Но ехать в битком забитом автобусе было, мягко говоря, не очень комфортно. Да ещё и выяснилось, что до аэропорта (назван Хурба по одноимённому посёлку) надо ехать примерно 26 километров. И тут меня начало охватывать волнение... К счастью, ехали в итоге не более 40 минут, и я вполне уложился по времени. Но народ не выходил почти до самой Хурбы. В дороге я разговорился с мужчиной в рыбацкой экипировке. Тот даже проникся ко мне уважением, что я сугубо из туристического любопытства приехал в не самые привлекательные края. Пожелал мне удачного полёта.


39. Аэропорт Хурба.




40. Иду не спеша. До отлёта оставалось полтора часа.



Аэропорт Комсомольска, как и тындинский, работает весьма нерегулярно. Примерно 1-2 рейса в неделю. Мне предстояло лететь рейсом авиакомпании "Вим-Авиа" с дозаправкой в Новосибирске. Подробнее о перелёте расскажу в заключительной части.
Tags: #amur, #Амур, b-a, Амур, БАМ, Дальний Восток, КнА, архитектура, великие люди, весна, двор, интересное, красота, музеи, опыт, отпуск, памятники, поездки, приколы, природа, река, рыба, факты, фото
Subscribe

  • Пару слов за футбол: Евро-2020

    Чемпионат Европы по футболу завершился. Что про него могу сказать? Каких-то особых эмоций он у меня не вызвал. Ни позитивных, ни негативных. В финале…

  • Муж майора

    Сейчас очень часто говорят о феминитивах. Точнее об уместности и неуместности их употребления в русской речи. Если кто не знает, феминитивы - это…

  • Стихия и тополиный разум

    За жаркими днями последовали резкое похолодание и стихийные бедствия. Вполне ожидаемо, ибо это мы уже проходили не раз. Если температура воздуха…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments

  • Пару слов за футбол: Евро-2020

    Чемпионат Европы по футболу завершился. Что про него могу сказать? Каких-то особых эмоций он у меня не вызвал. Ни позитивных, ни негативных. В финале…

  • Муж майора

    Сейчас очень часто говорят о феминитивах. Точнее об уместности и неуместности их употребления в русской речи. Если кто не знает, феминитивы - это…

  • Стихия и тополиный разум

    За жаркими днями последовали резкое похолодание и стихийные бедствия. Вполне ожидаемо, ибо это мы уже проходили не раз. Если температура воздуха…