Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Categories:

Байкало-Амурский тур. Часть XII. Комсомольск-на-Амуре (23.03)

В Комсомольск-на-Амуре я прибыл на фирменном поезде рано утром. Что интересно, на автобусе я бы приехал почти в два раза быстрее, так как железная дорога от Хабаровска делает существенный крюк и неоднократно петляет. Но мне было важно растянуть поездку именно на целую ночь, чтобы как следует выспаться. И в итоге действительно удалось нормально отоспаться и начать день в новом для себя городе со свежими силами и в бодром настроении.


Комсомольск-на-Амуре - город в Хабаровском крае России. Расположен на левом берегу реки Амур, примерно в 400 км к северо-востоку от Хабаровска. Население — 251 283 человек (2016 г.). Площадь - 325,10 км². Второй по величине город края и четвёртый на Дальнем Востоке России. Крупнейший промышленный центр дальневосточного региона. Градообразующие предприятия: судостроительный, авиа-, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы. Транспортный узел на Байкало-Амурской магистрали и автодороге регионального значения. Речной порт. Имеются технический и педагогический университеты.
То есть, по всем признакам вполне мог быть административным центром.
Образован в 1932 году отрядами комсомольцев, прибывшими на пароходах «Колумб», «Коминтерн» и барже «Клара Цеткин» к селу Пермскому и нанайскому стойбищу «Дзёмги», располагавшимся в нижнем течении Амура в глухом болотистом таежном краю. В советское время был военно-промышленным центром союзного значения. В период с 1959 по 1993 год город был закрыт для посещения иностранцами. Исторически сложившееся название — «город Юности».


Об истории города подробнее расскажу в следующей части, а пока поделюсь общими впечатлениями о нём.
С самого начала меня подкупала самобытность Комсомольска. Казалось, что всё вокруг пропитано историей создания этого города - памятники, мемориальные доски, культурные сооружения и названия улиц. Город имени себя. Сходств с Хабаровском я практически не увидел, если не считать общую реку. А если говорить об архитектуре, то во время прогулки по проспекту Первостроителей у меня сложилось впечатление, что Комсомольск-на-Амуре - город строгих геометрических форм. Но в центральной части, как я затем увидел, преобладает сталинский неоклассицизм (это будет показано в следующей части).
Периодически возникавший шум реактивных самолётов-истребителей напоминал об одном из основных градообразующих предприятий: о Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ)- филиале ПАО «Компания „Сухой“» (кстати, меня очень забавляли вездесущие сложносоставное прилагательное "Комсомольский(-ая)-на-Амуре" и сокращение "КнА").

Оставив вещи в привокзальной камере хранения, я пошёл гулять по городу в сторону Амура. Благодаря купленной на вокзале карте узнал, что мне надо идти по проспекту Первостроителей до самого конца, и затем идти прямо через парк Победы.





1. Утро, 6:30 по местному времени. Фасад железнодорожного вокзала в Комсомольске-на-Амуре.




2. Слева виден герб города - комсомолец, разводящий продольно разрубленную ель на символичном фоне Амура в лучах восходящего солнца. Справа - награды "Орден Ленина" и "Орден Октябрьской Революции".




На вокзале я ждал наступления рассвета. Но старался это время провести с пользой: выпил кофе с булочкой, купил пару магнитиков на холодильник, купил карту города, а также обложку для паспорта. О, да! Обложка для паспорта стоила того, чтобы ехать за ней на край света :) Как ни забавно, в Москве долго не мог найти подходящую.
А что касается карты Комсомольска-на-Амуре, то наверное это самая бестолковая карта из всех, что я когда-либо покупал. Да, у меня был с собой мобильный телефон с интернетом и приложением-картой, но я опасался, что на морозе он быстро разрядится. И не было уверенности, что всюду будет нормальная связь. По карте нельзя было определить местонахождение аэропорта. На вокзале мне сказали, что до аэропорта надо ехать на 102-й автобусе от автовокзала, находящегося практически у самого Амура. Собственно, я решил совместить приятное с полезным: прогуляться до Амура и заодно заглянуть в автовокзал уточнить информацию по поводу автобуса до аэропорта. Забегая вперёд, скажу, что сходил не зря, потому как в итоге выяснил, что до аэропорта едет не 102-й, а 104-й автобус.


3. Привокзальная площадь с именным городским фонтаном.




4. Внешний фасад вокзала.




5. Фонтан вблизи.




6. Улица Парижской Коммуны.




7. Проспект Первостроителей. Назван в честь тех самых строителей-комсомольцев, высадившихся здесь, на берегах Амура, в 1932 году.




8. Гостиница "Восход".




9. Монумент "Нерушимая дружба". В честь дружеских отношений с Китаем.




10. Памятник подарен правительством города Цзямусы - побратима Комсомольска-на-Амуре.




11. Собор Казанской иконы Божией Матери на пересечении проспектов Ленина и Первостроителей.




12. Далее я шёл и любовался этими монументальными домами.




13.




14.




15. Общежитие КнАГТУ (Комсомольский-на-Амуре Государственный Технический Университет).




16. В основном, вдоль проспекта Первостроителей расположены вот такие жилые дома-глыбы.
И я, честно говоря, смотрел и мечтал о квартире в таком доме (в смысле, в доме такого типа, а не конкретно в Комсомольске). Особенно меня привлекают в них здоровенные длиннющие лоджии. Кстати, кто подскажет, как называется подобный тип домов? "Хрущёвки" и "брежневки" знаю. А какое прозвище у этих жилых зданий? Надеюсь на помощь сведущих в архитектурных вопросах dennism и nord_ursus!




17. Ещё один шедевр брутально-монументальной архитектуры.




18.




19. И ещё один красавец! Наверное немногим нравятся такие дома. Но я вижу в них силу и мощь. Кажется, что такие многоквартирные скалы переживут любое землетрясение и любой другой природный катаклизм.




20. Памятник Н.А. Островскому на фоне библиотеки его имени.




21. Очередная "великая китайская стена" на Первостроителей.




22. Ну разве это не шедевр? Я реально залип на этот дом. А балконов сколько!




23. Дом в конце проспекта Первостроителей. Как я позже узнал в Краеведческом музее, этот дом строили специально для работников социальной сферы.




24. Очень мощное здание!




25. И ещё за ним "хвост" тянется вдоль Аллеи Труда.




26. Аллея Труда.




27. Городской сквер, плавно переходящий в парк Победы.




28.




29. Памятник участникам ледового перехода. Установлен в честь военных строителей, совершивших 400-километровый путь от Хабаровска до Комсомольска по торосистым льдам Амура и по бездорожью.
Вы только вдумайтесь: четыреста километров на лыжах! По бездорожью и льдам! Эти люди, вне всяких сомнений, заслужили памятник...




30. Парк Победы.




31. Мемориал в честь погибших на Войне.




32. Мемориальные стелы с вечным огнём.




33. Мемориальный комплекс.




34. Скульптурная композиция в честь погибших воинов.




35.




36. Стелы и вечный огонь.




37. Памятник первостроителям. Открыт к 50-летию города 10 июня 1982 года.




38.




39. И снова здравствуй, Амур!




40. Всё такой же мрачный и холодный. И даже суровее, чем в Хабаровске.



Далее я гулял по набережной Амура в сторону автовокзала. И вот какое у меня сложилось на тот момент впечатление о Комсомольске-на-Амуре.
Действительно было ощущение, что нахожусь в самом что ни на есть городе юности. Чувствовался молодой задор города, но при этом мне казалось, что я вернулся в советское прошлое. Комсомольск будто бы остался таким, каким был в 70-80 годы. Не стареющий, но и не обновляющийся. И в этом-то его главное очарование.
Tags: #amur, #Амур, b-a, Амур, БАМ, Дальний Восток, КнА, архитектура, великие люди, весна, интересное, отпуск, памятники, поездки, река, самолёты, факты, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments