Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Categories:

Байкало-Амурский тур. Часть VIII. Тонкая ниточка в бескрайней тайге (20.03-21.03)

Пришло время рассказать о знаменитой Байкало-Амурской магистрали. Это был один из самых известных советских долгостроев. Основной путь Тайшет - Советская Гавань строился с 1938 по 1984 годы. А 15-километровый Северомуйский тоннель был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.
По сути, БАМ является дублёром Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) и считается важной стратегической трассой Дальнего Востока. Изначально БАМ строился как запасной путь в случае захвата Транссиба потенциальным военным противником (в первую очередь, китайцами). Вся магистраль, если не считать станций и разъездов, а также участка Тайшет - Усть-Кут, является однопутной. В настоящее время БАМ работает на пределе пропускной способности, в связи с чем ведётся модернизация магистрали ради увеличения грузопотока вдвое.
Кстати, аббревиатура "БАМ" (как и "Транссиб") хоть и должна быть по правилам русского языка женского рода, но употребляется в мужском роде, в том числе и в официальной речи.


Мне предстояло прокатиться по самому сложному в геологическом плане участку Байкало-Амурской магистрали: Северобайкальск - Новый Уоян - Таксимо - Тында. На станции Таксимо заканчивается электрифицированный участок БАМ, и далее по восточному участку осуществляется движение на тепловозной тяге. На пути моего маршрута были всё тот же Северомуйский тоннель и двухкилометровый Кодарский тоннель.
На магистрали нет крупных городов (если не считать относительно крупные Братск и Комсомольск-на-Амуре), и все остановочные пункты либо редкие посёлки где-то в таёжных долинах, либо небольшие городки типа Северомуйска и Тынды.
Вообще все названия просто-таки ласкают ухо (или радуют глаз, если читаешь): Новая Чара, Куанда, Ангоя, Витим, Новый Уоян, Леприндо, Хани, Юктали, Олёкма. Не что-то шаблонно-стандартное, а наоборот уникальное, подчёркивающее местный колорит.

Без приключений у меня не обошлось и в этот раз. Как уже рассказывал в прошлой части, я не решился ехать до Тынды от Нижнеангарска, поэтому сел на тот же поезд в Северобайкальске, но в так называемый общий вагон, который едет до Новой Чары, где его отцепляют от основного состава. И вы не представляете, каким зверинцем оказался этот общий вагон! Контингент в нём обитал именно тот, с которым чувствуешь себя максимально некомфортно. Одна бесноватая подвыпившая компания так достала попутчиков и проводников, что в итоге последние вызвали наряд полиции. И это поезд едва успел отъехать!
Как же я был счастлив, когда в Нижнеангарске мне открыли дверь в основной состав (да-да, переходная дверь из этого вагона-обезьянника была заперта!), и я прошёлся по тихим купейным вагонам! Я чувствовал себя освобождённым из ада.


Большинство пассажиров вышли в Новом Уояне, Северомуйске и Таксимо. И проснулся я в купе уже один. На Куанде, правда, зашёл мужчина с 12-летней дочерью, и до Тынды я уже ехал с попутчиками. Но мы сразу же сдружились и очень интересно пообщались.

Я не предполагал, что мне так понравится эта поездка. Никогда не являлся любителем поездов, но тут было просто непередаваемое ощущение свободы и умиротворённости! На это повлиял, конечно, и почти пустой вагон, но, в основном, меня воодушевляли виды из окна и тихий размеренный темп движения поезда. Несколько раз за день я засыпал часа на 2-3, в результате чего проспал оба тоннеля (не особо, впрочем, переживал по этому поводу). Проснувшись, выходил погулять на какой-нибудь станции в очередной заброшенной долине, после чего возвращался, перекусывал омулем, пил чай, забирался на верхнюю полку и там дремал по новой. Дикость и оторванность окружающих территорий по-своему подкупали и очаровывали. Кстати, мобильной связи и интернета не было практически всю дорогу до Тынды. Что также позволяло расслабиться и забыть про лишние тревоги.

Фотографии на этот раз не будут особо красочными и живописными. Скорее, местами даже мрачными и депрессивными. Но настроение и обстановку, в целом, передадут достоверно.


1. Проснувшись наутро (правда, по местному времени было уже 13:35), увидел в окне такой пейзаж. Поезд стоял на станции Хани.




2. Накинув быстренько пуховик (было минус 5), я побежал на улицу. В длительной поездке хочется пользоваться любой возможностью размять кости и мышцы, заодно подышать свежим воздухом. Всё-таки предстояло провести почти целый день в лежаче-сидячем положении.




3. Станция со сладким названием Хани. Но по мрачным и холодным пейзажам это место медовым точно не назовёшь. Кстати, это тот самый кусочек Якутии, который я не стал учитывать при составлении своей карты посещений.




4.




5.




6. У станционного здания есть свой инвентарный номер. Наверняка оформляли на него товарную накладную и передавали по акту приёму-передачи.




7.




8. Поезд на фоне сопки. Стоянка была долгой, минут тридцать.




9. У меня было время прогуляться до посёлка.




10. Но, честно говоря, не особо хотелось удаляться, и я гулял возле поезда.




11. Поезд продолжил движение. Где-то в окрестностях Олёкмы.




12. Станция Олёкма. В честь одноимённой реки.




13.




14. Река Олёкма. Выполняла роль нити Ариадны, указывающей правильный путь через бесконечный лабиринт гор.




15.




16. Станция Юктали. Амурская область.




17.




18. Здесь поезд стоял 15 минут, и можно было быстренько пробежаться по достопримечательностям станции.




19. Местная брутальность в стиле станции Белокаменной.




20. Время пролетело незаметно. Надо возвращаться на поезд.




21. Новая речка-ориентир - Нюкжа.




22.




23. Даже сейчас виды впечатляют. А как красиво тут будет летом!




24. А вот и Тында. Приехали около полуночи.






Смотря в окно, я испытывал просто невероятные ощущения. Когда видишь эти бескрайние просторы, эти холодные неприступные горы, нескончаемые ковры хвойного леса, множество речных артерий - всё это не может не будоражить воображение. Тоненькие ниточки железных и автомобильных дорог словно бы цепляются за спасительные извивающиеся русла рек, сумевших обойти эти невероятные горные цепи. Глядя на огромные площади безлюдной нетронутой природы, понимаешь, как же огромна наша страна! И весь наш мир, вся наша планета. И столько всего ещё предстоит человечеству открыть, изведать и создать.

С такими мыслями я приехал в Тынду. И там уже готовился к новым впечатлениям и новым для себя открытиям. В Тынде мне предстояло провести ночь и пару утренних часов, чтобы ближе к полудню улететь на самолёте в Хабаровск. Гостиницу в Тынде я не бронировал. Как добираться до аэропорта, тоже не знал. Короче говоря, ехал в почти полную неизвестность. Но тем было интереснее.
Tags: b-a, БАМ, Дальний Восток, весна, интересное, красота, мизантропия, мрак и депрессия, отпуск, поездки, природа, размышления, река, русский язык, рыба, факты, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments