Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Categories:

Байкало-Амурский тур. Часть II. Братск: привет с большого Падуна (18.03)

И вот я приехал в Братск. Вы даже не представляете, насколько мозголомен этот город по своей планировочной структуре и топонимике. Но об этом позже, а сначала - традиционная информационная выписка из Википедии.

Братск — город в Иркутской области России. Административный центр Братского района. Площадь территории города составляет 428 км². Население - 234 147 чел. (2016 г.) Расположен на берегах Братского и Усть-Илимского водохранилищ, образованных на реке Ангаре. Представляет собой агломерацию рассредоточенных жилых районов, разделённых значительными лесными массивами и водными пространствами. Жилые районы, различные по размеру и степени благоустройства — это бывшие посёлки, возникшие вблизи строившихся промышленных предприятий.

И вот если бы я это всё прочитал до поездки, а не после, то тогда бы знал, к чему мне готовиться. Говорю прежде всего про рассредоточенность жилых районов. Ведь рассредоточены они настолько, что автобусные рейсы между ними получаются, по сути, пригородными. Да и по продолжительности поездок и стоимости билетов вполне соответствуют таковым.


Но я, повторюсь, этого не знал! Даже когда смотрел карту Братска, то мне казалось, что город представляет собой куда более цельный населённый пункт. Более того, я даже не заметил центральную (!) часть города, потому как она находится значительно южнее тех мест, которые мне показывались на карте при поиске по слову "Братск". И подвоха не почувствовал, так как всё вроде соответствовало моим скромным представлениям о городе: перед глазами были и ГЭС, и водохранилище, и река Ангара.

И это ещё полбеды. Но ведь с толку сбивали также и местные топонимы. Когда я заказывал через интернет билеты на поезд, то до Северобайкальска мне предлагалось ехать от станции "Гидростроитель" (и в скобочках указывали, что это Братск). При этом, что интересно, если бы я брал билеты на поезд от Красноярска до Братска, то выйти бы мне предложили на станции "Анзёби". Ну, думаю, то наверное какая-нибудь тупиковая ветка, если Братск является конечным пунктом маршрута. Ну а "Гидростроитель" звучит логично: рядом плотина, гидроэлектростанция, - всё сходится! Вот я и заказал билет от Гидростроителя до Северобайкальска.
Ну а теперь - внимание! - правильный ответ: главным вокзалом Братска является остановочный пункт "Падунские пороги"! По названию района Падун. Так-то! Только вот почему-то онлайн-бронировочные сервисы "Яндекс" и "Туту.ру" об этом не знают! Да и как вообще можно догадаться, если ты не местный?..


И ладно бы посёлок Гидростроитель был где-нибудь рядом, так наоборот же - находится у чёрта на рогах! Да и вокзала там как такового нет, а скромненькая станция, не имеющая даже своей камеры хранения (с этим была отдельная история), и на которой поезд стоит минуты две, не больше. Из центральной части Братска туда не так-то просто добраться. Прямой автобусный рейс ходит только 3-4 раза в день, поэтому проще доехать на перекладных. Но не на такси. Такси влетит в копеечку.

Однако всё это меркло перед тем, какие ароматы витают по городу! Я это почувствовал ещё в автобусе при подъезде к городу, но подумал сначала, что кто-то не очень удачно сходил в столовую Уярочки :) А зловоние не прекращалось и преследовало меня до самого Гидростроителя! И внешне город был окутан лёгким смогом. Пахло одновременно канализацией и копотью. В общем, что-то похоже на сероводород. И когда я спрашивал у местных, откуда же такое зловоние и всегда ли здесь так, реакция была примерно одинаковой: с выражением явного неудовольствия на лице, мне отвечали, что, мол, ничего особенного, здесь это постоянно, но никто не обращает внимания. Но в головах у них наверняка была фраза из бородатого анекдота: "Тебя не было - не воняло".

Очевидно, город промышленный. И с экологией там не очень, несмотря на красивую природу и живописное "Братское море" (так поэтично местные жители называют Братское водохранилище).




1. Автовокзал Братска. В тот момент я ещё не представлял, в какой части города нахожусь.




2. Город как город. Пока ничего особенного. Только воняет гарью и канализацией.




3. А вот кадр из автовокзальной столовой "Щи да каша". Я не любитель фотографировать еду, но вы бы знали, какую важную роль для меня сыграли эти столовские кушанья! :)




Узнав, что автобус до Гидростроителя будет только через два часа, я понял, что надо искать альтернативные маршруты. То есть, добираться на перекладных. Поспрашивав местных, я узнал, что мне надо сесть на автобус до Энергетика ("Какой ещё к чёрту Энергетик?!" - мысленно возмущался я. "Мне бы самому сейчас принять энергетик"), выйти где-то на Падуне, а оттуда уже поехать маршрутом № 4 до Гидростроителя. Благо, одна женщина обещала подсказать, где выходить. И в итоге не забыла подсказать. Но как же я долго ехал до Падуна, с ума сойти! Это как если бы я от нашей Щёлковской ехал во Фрязино, например. Не ручаюсь, что расстояние такое же, но по ощущениям именно так. В Гидростроителе я рассчитывал сдать свой багаж в камеру хранения на станции, чтобы потом спокойно и налегке прогуляться до плотины.

А что в итоге? Ничего хорошего из моей затеи не получилось. Пересев на автобус до Гидростроителя, я ехал ещё почти час (путь пролегал, кстати, через плотину Братской ГЭС, до которой я затем прогулялся отдельно), пока наконец-то не показался ж/д вокзал. И да, там я узнал, что камеры хранения у них не имеется. И в этот момент у меня в телефоне очень в тему заиграл джингл "Sad Trombone": пришла СМСка с напоминанием о вечернем поезде. Ходить по незнакомому городу с тяжеленным баулом? Перспектива не из радужных. Благо, один умный человек подсказал мне, что можно найти супермаркет и спрятать там багаж в ячейке для сумок. Вполне себе лайфак, кстати! Не люблю это слово, но оно здесь в тему. Правда, найти супермаркет в этом селе оказалось не так-то просто. Но нашёлся какой-то магазинчик на Вокзальной улице, где я спрятал свой багаж и где вечером уже купил курицу-гриль в дорогу.
После этого я наконец-то пошёл гулять налегке по посёлку.


4. Алеея перед ДК "Транспортный строитель" возле вокзала "Гидростроитель".
Это, кстати, ещё не Гидростроитель. Это - село Осиновка. Сам Гидростроитель начинается через пару кварталов.




5. ДК "Транспортный строитель" и памятник тем же транспортным строителям.




6. Перехожу через железнодорожные пути промышленного сектора между посёлками.




7. Добро пожаловать в Гидростроитель! Здесь ещё жив "Советский союз".




8. А так выглядит дорога в "Советский союз".




9. Жилые кварталы на Вокзальной улице.




10. Деревянные домишки, которые, конечно же, уже переставали мне казаться чем-то необычным.




11. Храм на Енисейской улице.




12. Снова домики. На самом деле были домики куда симпатичнее. Особенно порадовали элитные кирпичные домишки с изящными балконами, но видел я такие кварталы уже из автобуса. Так что посёлок на самом деле куда благоустроеннее, чем может показаться на моих фотографиях.




13. Улица Некрасова. Впереди виднеется больница.




14. Байкальская улица.




15. Район "Энергетик". Сначала думал, что это Падун. Но Падун находится у меня за спиной.




16. Улица Мечтателей. Интересно, о чём мечтают местные жители?




17.




18.




19.




20.




21.




22.




23.




24. Улица Гиндина.




25.




26. Скульптура на улице Пирогова.




27. На подходе к плотине. Приморская улица.




28.




29. Памятник Наймушину Ивану Ивановичу - организатору и руководителю строительного управления «Братскгэсстрой». Первый «Почетный гражданин города Братска.




30. Вид со смотровой площадки на замёрзшее Братское водохранилище. Слева виднеется ГЭС.




31. Виднеются козловые краны Братской ГЭС. Прямо по плотине проходит железная дорога. Ниже ярусом, со стороны Ангары, расположен туннель автомагистрали.




32. Рабочее колесо турбины Братской ГЭС у входа на территорию ГЭС.
Братская ГЭС - объект режимный. На территорию абы кого не пустят.




К сожалению, я не смогу вам показать плотину во всей красе, так как утром мешал смог, а после полудня плотину засвечивало солнце. Но в конце рассказа будет ссылка на найденный мною фотоотчёт об экскурсии на Братскую ГЭС.

33. А это вид с пешеходной части автодорожного яруса плотины.




34. Открытое распределительное устройство ГЭС.




35. Река Ангара.




36. Решётка ближе к середине моста. Защита от "попрыгунчиков", как и на московском шлюзе, где я недавно побывал.




37. Противоположный берег Ангары. Там находится смотровая площадка. Но я туда не поехал, ибо солнце светило как раз со стороны плотины, и ничего бы толком не увидел.




38. Иду обратно в сторону "Энергетика".




39. Жилые дома в Гидростроителе.




Мой поезд на станции "Гидростроитель", как я уже сказал, стоял всего две минуты. Свой вагон подгадать не удалось, поэтому зайдя в тот, что поближе, я затем продирался вместе с рюкзаком и багажом через половину всего состава, пока не дошёл наконец-то до своего купе. Весь взмокший, я наконец-то сел и продолжил свой путь до следующего города.

В результате о Братске остались довольно странные впечатления. Вроде бы и неплохой город. Интересный, нестандартный, с живописными водохранилищами и величественной гидроэлектростанцией. Дома все сплошь красочные и симпатичные, даже если это жилые кварталы из типовых зданий.
Но что-то в нём не так. Наверное любой турист, как и я, будет чувствовать себя в Братске неуютно. Город словно и не любит туриста. Маршруты задуманы не так, чтобы объехать как можно больше интересного и важного в городе, а так, как удобно местным. Запутанные названия придуманы словно бы специально такими, какими будут понятны лишь местным жителям. Ну и, конечно, экологическая обстановка в городе оставляет желать лучшего.
Наверное это не тот город, в который хочется возвращаться. Но я не жалею, что его посетил. Очень даже нелишне для общего развития.

Ну и напоследок - обещанная ссылка на журнал Дмитрия Бердасова "Экскурсия на Братскую ГЭС". Очень подробный рассказ о внутреннем устройстве знаменитой ГЭС. С качественными и профессиональными фотографиями. Мне понравилось, рекомендую.
Tags: #bratsk, #Ангара, #Братск, b-a, БАМ, Сибирь, великие люди, весна, жесть, журналы, интересное, конфуз, красота, мозговынос, опыт, отпуск, памятники, поездки, природа, разрыв шаблона, река, услуги, факты, фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Потерянная Адыгея

    Решившись снова взяться за дело, как в прежние времена, я захотел в первую очередь подробно написать о путешествии в Адыгею. Та поездка состоялась в…

  • Ян Лапотков в передаче "Орёл и решка"

    "Орёл и решка" - довольно интересный телевизионный проект о путешествиях. В нынешнем году передаче исполняется 10 лет. Думаю, для большинства моих…

  • О чем вы писали в этот день

    ЖЖ ищет способы напоминать о себе. И, наверное, это даже правильно. Приходят уведомления "Пользователь lj-user опубликовал новую запись после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments

Recent Posts from This Journal

  • Потерянная Адыгея

    Решившись снова взяться за дело, как в прежние времена, я захотел в первую очередь подробно написать о путешествии в Адыгею. Та поездка состоялась в…

  • Ян Лапотков в передаче "Орёл и решка"

    "Орёл и решка" - довольно интересный телевизионный проект о путешествиях. В нынешнем году передаче исполняется 10 лет. Думаю, для большинства моих…

  • О чем вы писали в этот день

    ЖЖ ищет способы напоминать о себе. И, наверное, это даже правильно. Приходят уведомления "Пользователь lj-user опубликовал новую запись после…