Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Category:

"Землетрясение" (Россия, Армения, 2016)

Если бы мне давеча кто-то предсказал, что я похвалю фильм Сарика Андреасяна, то, конечно же, я бы посчитал подобного провидца сумасшедшим. Однако вчера случилось невероятное: я посмотрел в кинотеатре новый фильм Сарика Андреасяна "Землетрясение" и пришёл в восторг от него! Такой искренней и трогательной драмы от армянского Уве Болла я никак не ожидал.

Если кто не в курсе, Сарик Андреасян - российский режиссёр армянского происхождения, успевший прославиться такими сортирно-помоечными шедеврами, как "Беременный", "Тот ещё КарлОсон" и "Что творят мужчины", совершенно справедливо высмеянными и яростно обруганными Бэд-Комедианом.


Спрашивается, как я мог пойти в кинотеатр на фильм режиссёра с такой дурно пахнущей фильмографией? Можно сказать, это получилось случайно. Я хотел пойти на фильм "Прибытие", но не нашёл ни одного удобного сеанса. Однако в кино хотелось сходить во что бы то ни стало, и мой взгляд упал на "Землетрясение". Да, я видел, что фильм снял Сарик Андреасян, но был уверен, что уж про своих-то собратьев он не посмеет снять откровенное дерьмо. Не поймут. Если российский зритель стерпит любой шлак на киноэкранах, то уж с армянами этот номер не пройдёт. Тем более, когда затронута одна из самых болезненных и трагичных тем Армении - разрушительное землетрясение 1988 года, унесшее десятки тысяч жизней и ещё столько же людей сделавшее инвалидами. Положительная режиссерская тенденция у Сарика наметилась ещё в фильме "Мафия: Игра на выживание", что отметил и Руслан Усачев в своём умеренно-критическом отзыве о кинокартине. Ну и, наконец, ещё одним плюсом стало отсутствие камедиклабовцев в актёрском составе. Смущало только присутствие кошмарно играющего мальчика из "Карлосона", но я надеялся, что его здесь будут показывать по минимуму. В главных ролях значились Мария Миронова и Константин Лавроненко, которому не дали толком раскрыться в "Территории", но который успел себя зарекомендовать как добротный и интересный актёр.

Итак, о чём, собственно, фильм? Сначала показывается предыстория главных героев - Константина Бережного (Константин Лавроненко) и Роберта Мелоконяна (Виктор Степанян), - в которой первый по неосторожности погубил родителей второго. Затем сюжет переносится в 1988 год. Зрителя бегло знакомят с ещё несколькими ключевыми персонажами, и внезапно случается то самое разрушительное и чудовищное землетрясение. С этого момента начинается круговерть событий: множество людей погибает под завалами, кто-то из основных персонажей чудом выживает, теряя при этом родственников или друзей, кто-то начинает мародёрствовать, а Роберт и Константин случайно пересекаются, не сразу узнав друг друга.

Честно говоря, я был тронут этим фильмом. Никак не ожидал весьма добротной актёрской игры и настолько сильного эмоционально-трагичного фона. Да, спецэффекты здесь были так себе. Но уместны ли они вообще были тут? Можно было и вовсе не показывать само землетрясение, а только последствия оного, ведь внимание акцентировалось не на самом событии, а на том, как люди вели себя впоследствии. Очень убедительно показаны горе и отчаяние, героизм и самопожертвование, а также низость и беспринципность мародёров. Все армяне получились очень колоритными и запоминающимися. По именам, конечно, трудно всех запомнить, но сами образы здорово врезаются в память. Красотки Гаянэ и Лилит, упрямый и принципиальный дед Погосян, вспыльчивый и эмоциональный водитель "аварийки", убитый горем настойчивый Армен, добродушный хохмач участковый и чудовищно подлый кучерявый мародёр - все получились просто шикарными! Очень яркие и живые образы.
Не подкачали и русские актёры. Мария Миронова, Константин Лавроненко, Артём Быстров - также хороши, и их персонажам действительно сопереживаешь. Но что меня особенно удивило, так это то, что даже бездарного мальчика из "Карлосона" (Даниил Изотов) здесь научили играть. Поначалу, впрочем, он выглядел фальшиво: с трудом проговаривал текст сценария, а вместо отчаяния и растерянности во время поиска сестры у него на лице было некое подобие улыбки. Но в какой-то момент режиссёр словно бы строго наказал ему: "Значит, так! Я снимаю фильм об одном из самых трагических событий своего народа. И здесь я тебе на дам валять дурака как в Карлосоне, понятно?! Будем хоть сто раз переснимать дубль, пока не научишься чётко проговаривать текст и изображать правильные эмоции на лице!!!" - и мальчик словно бы внял совету. Постепенно начинаешь сопереживать и ему, а душераздирающий эпизод с супом для мамы и вовсе прошибает слезу. Ещё мне понравилось, что сюжет не зациклен на двух персонажах из предыстории, а наоборот - внимания достаточно уделено практически всем. И нет типичного голливудского хэппи-энда: не всегда выживают те, кто просто обязан выжить по правильному шаблону, и отнюдь не все подлецы погибают. Герои не радуются: "Ура! Мы круче всех! Мы победили!" - а просто продолжают свою работу по спасению остальных, попутно не забывая поминать погибших. Кудрявый мародёр выглядит при этом особенно зловеще - ужасает его чудовищная беспринципность и непреодолимая жажда наживы.

При этом недостатки в фильме, конечно же, есть. Не вся банда мародёров выглядела убедительно. Зализанный и ухоженный Сеник словно бы только посетил дорогой парикмахерский салон, что особенно диссонировало с пыльным и чумазым мальчиком из "Карлосона". Также слишком явным был хромакей с видами разрушающегося Еревана. Да и в принципе некоторые кадры казались слишком уж глянцевыми.
Ещё мне было непонятно, как самолёту, в котором летел Константин, разрешили приземлиться в самый разгар землетрясения? По идее, его должны были отправить к другому аэропорту, хоть даже в соседнюю страну. Не представляю, как в принципе было возможно приземлиться при таких условиях. И момент приземления даже не показали.

Но и такие ляпы не могли испортить впечатления. Фильм очень динамичен и держит в напряжении до самого финала. С музыкой, кстати, тоже всё замечательно. Трагично звучащий армянский дудук создавал правильную эмоциональную атмосферу. Хотя иногда с ним даже перебарщивали.
Перед титрами показали несколько кадров из реальной хроники и сравнили их с кадрами из фильма (и очень обидно, что в этот момент в кинозале зачем-то включили свет, и зрители начали спешно выходить). Сильный момент. Особенно впечатлил кадр с близнецами...

Резюмирую: очень хорошее и душевное кино. Сделано на совесть. Я считаю, что такое надо обязательно смотреть в кинотеатре. Однако лёгкого просмотра не получится, потому что фильм довольно тяжёлый и давит своей эмоциональностью. Но оставляет в голове самые добрые и светлые мысли...

9 из 10

Поверить не могу, что это снял Сарик Андреасян. Просто браво!
Tags: youtube, кино, кинорецензии, конфуз, отзывы, события, факты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments