Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Categories:

Пять дней на "Клавдии Еланской". День третий (24.08): Белое море

Итак, наступил третий день нашего путешествия, и его нам предстояло от начала до конца провести на теплоходе, без возможности сойти на берег. Были запланированы остановки в населённых пунктах Сосновка, Чаваньга, Тетрино и Чапома. Но судно ни к одному из них не причаливает. Всё происходит следующим образом: в 1-2 километрах от берега бросается якорь, и теплоход стоит в ожидании новых пассажиров, доставляемых на борт либо на катерах, либо на моторных лодках, либо на специальной понтонной платформе. Не всегда корабль останавливается в указанных населенных пунктах строго по порядку. Так, например, у Сосновки должны были останавливаться на обратном пути, но из-за штормового предупреждения именно Сосновка стала первой нашей остановкой на Белом море.


А Белое море в тот день было весьма неспокойным. Постоянно шёл дождь, то усиливаясь, то едва морося. Я не мог на глаз определить, был ли полноценный шторм. Однако волны были внушительны: они едва ли не переворачивали мелкие катера и лодки, а также время от времени обрушивались мелкими брызгами на открытую палубу нашего теплохода. В общем, корабль раскачивался весьма ощутимо.



Кстати, о качке. Неприятностей нам с Алиной она не доставила. И хоть наверное не было той классической качки, сшибающей с ног и швыряющей людей из стороны в сторону, тем не менее, как я уже сказал, качало нас неслабо. Но мы уже так привыкли к неустойчивому полу под ногами, что просто уже не обращали внимания на усиливающиеся время от времени колебания. И если первые два дня мы передвигались по коридорам хватаясь за поручни, то на третий день уже ходили свободно. Так, словно качка - привычное и совершенно естественное явление.

Однако была другая неприятность - повышенная солнечная активность. Ещё накануне ближе к полуночи я заметил на небе некое подобие северного сияния, а именно едва различимое зарево в просветах между тучами. Может сияние мне примерещилось, но магнитные бури в тот день действительно были, и наутро у меня раскалывалась голова. Впрочем, интересных событий в тот день было столько, что о головной боли я вспоминал редко.

Немного слов о быте на теплоходе. С едой проблем не было. Ещё до прилёта в Мурманск я позвонил бармену теплохода Олегу и предупредил его, что мы будем кататься как круизёры и заодно попросил организовать питание. Олег пообещал всё сделать в лучшем виде, и в итоге своё обещание выполнил. Рацион наш не ограничивался бутербродами, а были также вкусная курица-гриль с пловом, овощами и зеленью, молочные каши и блинчики с творогом. А борщом и ухой нас с Алиной и вовсе бесплатно накормили. Что касается цен в баре, то они не особо кусались. В среднем, в день я тратил на еду 700-800 рублей. Пиво в баре дорогое, но у меня была возможность ходить в продуктовый магазин в Островном. Там цены хоть и были примерно как в Магадане, но всё же ниже, чем в баре.

После того, как Марина с дочкой сошли в Островном, мы с Алиной жили в каюте одни. Но так продолжалось до середины третьего дня, пока к нам не присоединилась молодая семья из Тетрино, с грудным ребёнком "без места". И хоть в каюте стало заметно теснее, новые попутчики нас совершенно не напрягали. Наоборот, мы даже замечательно сдружились, особенно с главой семьи - Андреем. Отличный парень оказался. Мы и по сей день периодически списываемся. Также он здорово выручил, дав мне свой мобильник, чтобы я мог позвонить в Москву и предупредить своих, что ещё три дня буду не абонент.

А ещё за один день мы два раза пересекли Северный полярный круг: сначала в сторону юга, а потом обратно в сторону севера. Таким образом, за весь отпуск я пересёк полярный круг с той и другой стороны по два раза - т.е. всего 4 раза.

А что касается фотографий, то на этот раз они будут больше посвящены быту на корабле. Терский берег был в нескольких километрах от нас, и объектив не мог взять такое расстояние. Но всё же на некоторых снимках заметно, что лесные пейзажи Терского берега заметно отличаются от суровых тундровых скал на берегах Баренцева моря.


Сосновка

Сосновка - село в Ловозерском районе Мурманской области. Население - 45 человек (2010 г.). Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. В принципе, сказать о Сосновке больше нечего. Разве только то, что там жили саамы. И наверное живут по сей день.

1. Время 4:00. Сосновка. Просыпаюсь от грохота и холода. Иллюминатор был открыт, и прямо напротив него громыхали трапом. В тот момент я не понимал, что вообще происходит. Во-первых, на это время не была запланирована остановка. Во-вторых, непонятно, почему виден какой-то берег, если наша каюта располагалась по левому борту, со стороны открытого моря.




2. Выйдя на корму, я уже разглядел, что это был небольшой остров. Позже узнал, что называется он Сосновец.




3. На теплоходе появились новые пассажиры: вот эта девушка и ещё 2-3 молодых человека. В том числе, фотограф Сергей, с которым удалось пообщаться уже в конце путешествия и узнать о некоторых интересных маршрутах.




4. Время 11:30. Завтракаем в баре. Подача и сервировка блюда были весьма достойными.




5. Жду кашу. Алина ест мало, так что большая часть тарелки в итоге досталась мне.




Чаваньга

Чаваньга - село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 87 человек (2010 г.). Село известно с середины XVII века как поселение для ловли сёмги Соловецкого монастыря. В 1863 году на средства сельчан в Чаваньге была построена церковь во имя святого Архистратига Божия Михаила, заступника небесного. Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. Расположено на берегу реки Чаваньга, при впадении её в Белое море. Рядом с селом разрабатывались месторождения аметиста.

6. Время 12:00. Стоим у села Чаваньга. Погода дождливая, берег в тумане толком не видно...




7. Прибыли новые пассажиры. Среди них будет и девочка Соня (не та, которая из Островного), с которой подружится Алина.




8. Моторная лодка-тягач.




9. Понтонная платформа с пассажирами. Жителям Чаваньги повезло: такой способ доставки пассажиров на борт весьма удобен для местных условий. Разве что навеса от дождя не хватает.




10. Наш знакомый велосипедист. Единственный, кто сошёл в Чаваньге.




А дальше была рыбалка. С кормы мы спустились в полуоткрытую часть главной палубы (куда давеча доступа не было), и стали наблюдать как члены корабельного экипажа ловили всякую разную рыбёшку.

11. На полу уже валялась небольшая треска. Вот и уху можно варить.




12. И рядом лежал небольшой бычок.




13. Алине было очень интересно наблюдать за массовой рыбной ловлей, и вскоре она начала отчаянно просить, чтобы и ей дали удочку.




14. Бычок с разных ракурсов.




15.




16. А вот на такое жутковатое многоногое существо ловили рыбу.




17. Рыбаков было много, к борту не подступишься. Но нам всё же дали немного порыбачить. Алина была в неописуемом восторге!




18.




19. И Алина даже поймала одного бычка! Радости её не было предела.
А вот с позированием получилось не очень. Бычок кусался :)




20. Держу в руке алинину добычу.




21. А вот кто-то выловил бычка покрупнее.




22. И кто-то наловил целое ведро мелкой трески.




23. Вид на Чаваньгу. Туман рассеялся, и уже можно было разглядеть село.




24.




25. Видны ветроагрегаты. Такие были почти в каждом прибрежном селе.




26. Покидаем Чаваньгу.




27.





Тетрино

Тетрино - поморское село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 18 человек (2010 г.). Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. О селе нашёл в интернете интересный рассказ.

28. Вид на село Тетрино. В центре - Троицкая церковь.




29. А вот фотография села Тетрино, которой со мной поделился Андрей.




Жаль, что не было возможности сойти на берег и погулять по селу хотя бы часик.


30. Терский берег.




31.




Чапома

Чапома - село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 81 человек (2010 г.). Село расположено на берегу Белого моря, в устье реки Чапома. Сообщение с другими населенными пунктами осуществляется воздушным транспортом. Труднодоступный населенный пункт.
В селе имеется рыболовецкий колхоз, развит промысел гренландского тюленя и сёмги.

В Чапоме разыгралась настоящая драма. Погода к тому моменту окончательно испортилась - дождь усилился, волны разбушевались. В отличие от жителей Чаваньги, чапомовцы своей пассажирской баржи не имеют, поэтому люди доставлялись на борт теплохода на катерах и моторных лодках.

32. Чапома.




33. Прибыл первый катер.




34. Подошёл и второй. Видно, каким способом решил согреться один из пассажиров. В дальнейшем это ему аукнулось...




35. А на этом катере очень громко ругались с персоналом теплохода по поводу мешавших рыболовных снастей. Одна из пассажирок решила зафиксировать инцидент на фотокамеру, чтобы в дальнейшем подать жалобу.




36. А затем случилась разборка локального масштаба. Первый катер совершил не очень аккуратный манёвр и окатил волной пассажиров второго катера.




37. На пострадавшем катере возникла паника, ругань, рёв. Промокшие насквозь дети были напуганы и громко плакали. Хозяин лодки истошно кричал и угрожал второму лодочнику: "Выйдем на берег - я тебе морду разобью!"




38. Катера продолжали вальсировать. Повыясняв между собой отношения, стали думать, как подходить к спущенному трапу теплохода. Из-за разгулявшихся волн сделать это было очень непросто.




Дальше зрелище было не для слабонервных. Несколько попыток перебраться с катеров на трап не увенчалось успехом. Снова послышались вопли, истерики, требования опустить трап пониже. Апогеем стало падение в воду лысоватого мужчины - того самого, который перебрал с горячительными напитками. Его, мокрого насквозь, кое-как затащили на трап, а с катеров уже и ему начали угрожать мордобоем.

39. Женщин и детей долго поднимали на борт. Замёрзших, мокрых, перепуганных насмерть, их довольно долго успокаивали. На требования предъявить паспорта та пожилая женщина, которая фотографировала, чуть ли не с кулаками набросилась на персонал корабля: "У вас что, совести совсем нет??? Не видите, в каком мы состоянии?! Да мы тут чуть не перетонули все к чертям!"




40. Вот такие смех и горе на Белом море... Когда все утихомирились, я взял обратные билеты до Мурманска. За свой заплатил 1239 рублей, за алинин - 620 рублей.




41. Где-то только к вечеру погода более-менее успокоилась. Теплоход уже следовал в сторону Баренцева моря.



Вот такой был насыщенный событиями день. Вечером с Андреем душевно посидели в баре, после чего выходили ненадолго на корму. Спать легли довольно рано.
На теплоходе предстояло провести ещё две ночи.
Tags: #white-sea, #Кольский, Алина, Кольский полуостров, Крайний Север, интересное, море, отпуск, поездки, природа, размышления, рыба, теплоход Клавдия Еланская, факты, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments