
Снимите шляпу, снимите шляпу!
Уехал сам, уехал сам,
Не по этапу, не по этапу.
Не то чтоб другу не везло,
Не чтоб кому-нибудь назло,
Не для молвы, что, мол, чудак,
А просто так, а просто так.
Быть может кто-то скажет: — Зря!
Как так — решиться всего лишиться?
Ведь там сплошные лагеря,
А в них убийцы, а в них убийцы!
Ответит он: — Не верь молве.
Их там не больше, чем в Москве.-
Потом уложит чемодан —
И в Магадан, и в Магадан.
.................................
А мне удел от бога дан…
А, может, тоже в Магадан
Уехать с другом заодно
И лечь на дно, и лечь на дно.
(с) В. Высоцкий.
Как это часто бывает, именно в день отлёта погода резко улучшилась. Нет, температура воздуха была примерно такой же, как и все дни моего пребывания в Магадане (от +8°C до +13°C), но наконец-то стих ветер, и я уже гулял не в пальто и шапке, а в свитере, без шарфа. С утра у меня был примерно час в распоряжении, чтобы сходить попрощаться с морем.
Во время прогулки была возможность снова подумать о приятном и мысленно подытожить свои впечталения от поездки.
1. Утро в Нагаево. Сопки наполовину скрыты низкими облаками.

2. Автобусная остановка. Как я уже говорил, мы ни разу не пользовались общественным транспортом.

3. Стоянка на Клубной улице. Вездеходы и катера паркуются вместе.

4. Жилые кварталы на Приморской улице.

5. Район "Седьмой Рабочий".

6. Иду через пустырь в сторону смотровой.

7. Аллея, ведущая к мемориалу и смотровой.

8.

9. Мемориал в честь строителей Магадана.

10. Мемориальный камень в честь воинов-пограничников, первопроходцев Охотского побережья.

11. Памятник Владимиру Высоцкому.

12. В 1968 году Высоцкий приезжал в Магадан, чтобы встретиться со своим другом Игорем Кохановским, которому и посвятил песню "Мой друг уехал в Магадан".

13. Снова гуляю по пирсу. Видимость значительно лучше, но низкие облака немного мешают обзору.

14. Вид с пирса. Лодочные слипы.

15. Своеобразная достопримечательность бухты.

16. Прогуливаюсь по берегу.

17. Прощальный взгляд на море.

18. Едем в аэропорт.

19. Аэропорт "Сокол". Здесь словно бы ничего не менялось. Та же ясная малооблачная погода, те же +20°C...

20. Садимся в самолёт. На этот раз обошлось без задержек.

Я сделал вывод, что такие путешествия любому человеку идут на пользу. Где, как не в суровейших условиях можно адекватно сравнить и оценить свои условия жизни, свой город, свой быт, своё окружение? Где ещё так не осознаешь мелочность и ничтожность своих проблем и забот? Да и как не считать после подобных приключений, что на самом деле твой дом - это место под солнцем? И что на самом деле у многих из нас столько возможностей и привилегий, что на другом конце страны могут просто обзавидоваться.
Но именно когда нет возможности сравнить, нет и понимания своего счастья. И в этом плане есть чему поучиться у магаданцев. Я бы даже сказал, есть даже чему позавидовать. Прежде всего, доброте, человечности и отзывчивости. Я слышал немало таких же лестных слов про камчадалов и мурманчан, но, положа руку на сердце, не могу сказать, что и те, и те, как-то уж выделяются на фоне остальных жителей России. А вот доброта и великодушие магаданцев чувствовались с первого же дня. Возможно, так просто совпало, но нам везло на хороших людей. Даже персонал гостиницы, той самой, о которой я высказал немало ругательных слов, всегда шёл навстречу. Нужен обогреватель? Бери хоть два. Хочешь покататься по городу и заодно выехать за город? Пожалуйста, вот тебе автомобиль за просто так, можешь весь день кататься. Катались, правда, мои коллеги, так как я к этому делу не успел - спасибо замечательной авиакомпании "Вим Авиа", из-за которой я прилетел на шесть часов позже. Экскурсии и походы? Да запросто! Мои коллеги совершенно бесплатно ходили на сопки с целой экскурсионной группой и егерями с ружьями. Случайно узнали о походе то ли от официантки, то ли от парикмахерши. Рыбы и икры свежей заказать? Вообще не вопрос! Новоиспечённый друг-товарищ Слава помог мне раздобыть морские деликатесы прекрасного качества и по довольно сносным ценам. Когда я спросил у него, как же им удаётся в малопригодном для жизни месте быть такими позитивными, отзывчивыми и человечными, он мне ответил: "А что нам ещё остаётся?"
И в самом деле, как ещё не дать себе умереть от тоски, не сойти с ума от депрессии или банально не спиться? А вот только так: ценить жизнь, любить природу и климат такими, какие они есть, любить себе подобных, дорожить дружбой и человеческими отношениями.
Я мог спрятаться от всех трудностей в гостинице. Да, в ней тоже холодно, но ничто бы мне не помешало взять два обогревателя, укутаться в одеяло прямо в одежде и на улицу носа не казать. А выбираться лишь для того, чтобы сразу сесть в такси и доехать до места работы. Но потерял бы я или приобрёл от такой командировки? Скорее, первое.
На этом месте я планировал завершить свой рассказ о Магадане, но столь эпичная поездка заслуживает отдельного заключения. Так что ждите!