Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Category:

Североморск. Часть IV. Музей авиации в Сафоново. Ангар (21.02.16)

Пришло время рассказать о самой интересной и увлекательной части поездки в Североморск. А именно о выставке самолётов в ангаре Музея авиации Северного флота. Кстати, вдумайтесь в название: "Музей авиации Северного флота". Несколько рвёт шаблон, не правда ли? Однако, чем больше узнаёшь из истории Северного флота, тем лучше понимаешь, как тесно связаны военно-воздушные силы и военно-морской флот.
И это даже видно по экспонатам выставки в ангаре: представлены самолёты-амфибии, а также несколько модификаций известных моделей для приземления на воду и лёд. В музее собрана коллекция самолетов и вертолётов военного и послевоенного времени. Многие из них были найдены в сопках и восстановлены авиаторами-североморцами. Кстати, в советском фильме "Торпедоносцы" использовалась авиатехника как раз из ангара музея в Сафоново.



О музее был наслышан ещё задолго до поездки. В частности, мне понравился фоторепортаж Романа Поликарпова (интересно, не потомка ли знаменитого авиаконструктора?), несмотря на некоторые неутешительные факты о состоянии музея.
Однако, попав в ангар, я с удивлением и удовольствием отметил очень приличный вид помещения и всех экспонатов в нём. Сравнивая свои фотографии и те, что по ссылке, я вижу, что все модели хорошо отреставрированы и расставлены так, что друг друга почти не заслоняют, а ржавые бомбы покрашены и выглядят как новые. Проблема с освещением, как видно, успешно решена.






1. Плакат у входа в ангар. Видно, что периодически экспонаты переставляются, реставрируются и заменяются.




2. А вот и знаменитый поликарповский У-2 (По-2) с лыжами вместо шасси. Адаптация под условия Крайнего Севера.




3.




4. Вражеский немецкий "Мессершмитт".




5. Самолёт-лодка МБР-2бис. Морской ближний разведчик. Годы выпуска: 1934 - 1940.




6. Вот так выглядит настоящий летучий корабль.




7. Ещё одно детище авиаконструктора Поликарпова - советский истребитель И-16. С характерными для времён ВОВ лозунгами на фюзеляже.




8.





9. Нашлось в музее и место для англичанина. Одноместный истребитель "Харрикейн". В начале войны партия "харрикейнов" была любезно предоставлена Черчиллем в помощь Советскому Союзу.




10.




11. И-15бис - советский одномоторный истребитель-полутораплан 1930-х годов. Создан в ОКБ Поликарпова.




12. Советский одномоторный самолёт-истребитель Як-7. Производился с 1941 года.




13. Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4, разработанный в ОКБ Ильюшина в годы Второй мировой войны. Тот самый, на котором летал Гастелло.




14. Ещё одна модель Ильюшина - советский штурмовик Ил-2. Самый массовый боевой самолёт во времена Второй мировой. Выпущено более 36 000 шт.




15. Реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28. Самый крупный и тяжёлый самолёт из всех представленных в ангаре музея. Носитель ядерного оружия. Введён в эксплуатацию с 1950-го года. Участвовал во множестве локальных конфликтов.




16. Он же, вблизи. Кстати, данная модель является модификацией - Ил-28Т. Такой тип самолёта так и не был принят на вооружение.




17. Кормовая турель со спаренными пушками НР-23.




18. Советский одномоторный истребитель-разведчик Як-9Р. Модификация самолёта Як-9 под аэрофотосъёмку.




19. Ещё один интересный экземпляр: скоростной фронтовой бомбардировщик СБ-2 (АНТ-40) с лыжными шасси. Самый массовый серийный самолёт разработки КБ А.Н. Туполева. Годы эксплуатации: 1936 - 1951.




20. И внезапно... грузовой автомобиль ЗиС-5. Один из основных транспортных автомобилей Красной Армии в годы ВОВ. На севере также эффективно использовался, несмотря на суровые условия.




21. Беспилотник-разведчик Ла-17Р.




22. Су-9 - однодвигательный всепогодный истребитель-перехватчик. Один из первых советских самолётов с треугольным крылом. Первый в мире истребитель-перехватчик, созданный как составная часть единого комплекса перехвата. Эксплуатировался с 1959 по 1981 гг.




23. А вот и микояновский МиГ-17. Первым из серийных реактивных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. Эксплуатировался с 1951 г. до начала 70-х.




24. Один из двух представленных в музее вертолётов - Ми-4. Первый военно-транспортный вертолёт вооруженных сил СССР. Разработан авиаконструктором Милем в начале 50-х.




25. На фоне крохотных истребителей Ми-4 выглядел просто гигантом.




26. КС-1 - первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета. Разработана М.И. Гуревичем. Годы эксплуатации: 1953—1969.




27. Уголок современной техники. Здесь отчётливо видно, что в ангаре довольно просторно и светло.




28. Авиационный тренажёр. Симулятор полёта, предназначенный для наземной подготовки пилотов Миг-21.




29. Советский противолодочный боевой вертолет Ка-25ПЛ. Эксплуатировался с 1961 по 1971 гг. Основная модификация вертолёта Ка-25, предназначенная для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Сконструирован Камовым Н.И. Камовские вертолёты легко отличить по характерному соосному расположению несущих винтов и развитым вертикальным оперением.




30. Дюралюминиевый фюзеляж вертолёта.




31. А вот и Су-25, в особом представлении не нуждающийся. Бронированный дозвуковой штурмовик, изобретённый авиаконструкторами П.О. Сухим и Е.А. Ивановым с целью поддержки с воздуха сухопутных войск в любое время суток, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. Эксплуатируется с 1981 года и по настоящее время.




32. Як-38М - самолёт вертикального взлёта и посадки, палубный штурмовик. Эксплуатировался до 2004 года.




33.




34. Турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8. Используется в самолётах Ил-62 и Ту-154.




35. Авиационные мины. Устанавливаются с летательных аппаратов. Есть несколько видов: якорные, донные, плавающие.




36. Авиационные бомбы времён ВОВ.




37. В завершение - ещё один из поликарповских самолётов. И-153 "Чайка" - советский поршневой истребитель 1930-х — 1940-х годов.




На этом мой рассказ о поездке в Североморск завершён. Надеюсь, получилось интересно. Неохваченным остался Мурманск, в котором я задержался на сутки и где любовался ночными огнями города. Но об этом как-нибудь позже...


При подготовке репортажа использовалась информация музея и Википедии.
Tags: Заполярье, Кольский полуостров, Крайний Север, Североморск, великие люди, интересное, музеи, наука, отзывы, поездки, факты, фото
Subscribe

  • Потерянная Адыгея

    Решившись снова взяться за дело, как в прежние времена, я захотел в первую очередь подробно написать о путешествии в Адыгею. Та поездка состоялась в…

  • О чем вы писали в этот день

    ЖЖ ищет способы напоминать о себе. И, наверное, это даже правильно. Приходят уведомления "Пользователь lj-user опубликовал новую запись после…

  • Шар по Дубной разрушен

    Наташа nnikolaevna75 сообщила мне сегодня печальную новость. Тот самый шар, к которому я ходил в 2019 году, таки разрушили. Подробности…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Потерянная Адыгея

    Решившись снова взяться за дело, как в прежние времена, я захотел в первую очередь подробно написать о путешествии в Адыгею. Та поездка состоялась в…

  • О чем вы писали в этот день

    ЖЖ ищет способы напоминать о себе. И, наверное, это даже правильно. Приходят уведомления "Пользователь lj-user опубликовал новую запись после…

  • Шар по Дубной разрушен

    Наташа nnikolaevna75 сообщила мне сегодня печальную новость. Тот самый шар, к которому я ходил в 2019 году, таки разрушили. Подробности…