Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Горнокнязевск. Часть I. Знакомство с посёлком (20.07.2019)

Горнокнязевск — посёлок в Приуральском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области России (на момент нашего приезда посёлок также входил в состав сельского поселения Аксарковского, ныне упразднённого). Население — 118 человек (2010 г.). Посёлок расположен на правом берегу Оби в 12 км от Салехарда, с которым связан автомобильным сообщением. Горнокнязевск был основан в XVII веке как резиденция хантыйского князя Тайшина - представителем царской власти среди местного населения.

Изначально Горнокнязевск в наши планы не входил. На 20-21 июля у нас было запланировано село Мужи, до которого нужно добираться несколько часов на скоростном теплоходе, однако Алина меня отговорила от дальних поездок, ибо её успели утомить длительные транспортные перемещения. Напоминаю, что к тому моменту уже состоялось теплоходное путешествие из Ханты-Мансийска в Салехард, а также интересная вылазка в Яр-Сале: на вертолёте туда (подробнее здесь) и на скоростном теплоходе обратно (увы, про это ещё не написал подробно, но постараюсь в скором времени).

В итоге поездку в Мужи пришлось отложить до лучших времён. Однако отказываться от мини-поездок тоже не хотелось, поэтому Мужи мы заменили на Горнокнязевск и Аксарку, в которые можно добраться из Салехарда наземным транспортом.

Решили сначала съездить в Горнокнязевск, и в Салехарде нам сказали, что до этого посёлка доехать можно только на такси. Но как обстоят дела в действительности, я, честно говоря, так и не понял. Днём позже мы поехали в Аксарку на маршрутке, в салоне которой я увидел схему маршрута Салехард - Аксарка с ответвлением на Горнокнязевск. Однако по факту маршрутка ехала прямиком до Аксарки, без заездов куда-либо ещё. Короче говоря, не всё так просто с транспортным сообщением на Ямале.

Как бы то ни было, в Горнокнязевск нам пришлось ехать на такси. Напомню, что дела с такси в Салехарде на 2019 год обстояли так себе. И уж тем более таксисты не любили дальние заказы, так как обратно приходилось ехать порожняком. Если не изменяет память, за такси до Горнокнязевска мы заплатили 350 рублей. И машину мы ждали довольно долго, почти полчаса. Но в итоге кое-как до посёлка доехали.

1. Горнокнязевск. Асфальтированная площадка перед этнографическим комплексом. Я бы не обратил особого внимания на это свежеуложенное дорожное покрытие, если бы не один интересный факт: накануне я видел, как укладывали этот асфальт. Подробнее об этом расскажу далее.

2. Деревянный памятник князю и царскому наместнику Тайшину, в честь которого посёлок и получил своё название.

По поводу имени князя я заметил один странный момент. На фотографии у Варандея сам памятник подписан как "Иван Тайшин", но вот на информационном стенде рядом с музейным комплексом этого же самого князя назвали Василием. Очень странно... Как же его на самом деле звали?

Официальная резиденция князя Тайшина находилась в Салехарде, однако постоянное место жительства находилось здесь. Это высокое место наместник царя выбрал в целях безопасности, так как оборонять его от восстаний, что сотрясали Север в тот исторический период, было значительно легче.

Прошли столетия, и оборонительные качества посёлка утратили свою необходимость. Нынешнее население занимается рыбодобычей.

3. Малокомплектная школа-сад. Построена в 2001 году.

4. Детская игровая площадка возле школы-сада.

5. Там же - красивая берёзовая рощица с живописным ковром из низкорослых кустарников. Люблю северную природу.

6. Информационный стенд напротив природно-этнографического комплекса "Горнокнязевск". Данный комплекс-музей и был главной целью нашей мини-поездки.

7. Приуральский район. Здесь видно, насколько он крупный и протяженный. Вот мне как-то даже не приходило в голову, что все эти окрестности Салехарда на правом берегу Оби можно назвать Приуральем.

8. Природно-этнографический комплекс "Горнокнязевск". В нём всё выглядело не так натурально и достоверно, как в том же "Торум Маа" в Ханты-Мансийске. Здесь сразу же бросилась в глаза зелёная металлочерепица на музейных домиках.

9. И вот, например, чум, покрытый современным брезентом.

10. Священное место. Обрядовые ленточки.

11. Этнокомплекс, общий вид.

Подробнее об этом музее под открытым небом будет рассказано отдельно в следующей части.

Здесь же предлагаю выбраться за пределы этнокомплекса и прогуляться по посёлку.

12. Снова предстояло пройтись через живописные заросли.

13. На фотографиях-то всё красиво. Но сколько же там было комаров и мошкары! Просто ужас.

14. Карликовая берёза.

16. Глянем напоследок на современную стилизацию под чум.

И выберемся в сам посёлок.

18. Самые обычные домишки и сараи. Не особо примечательные.

19. Вот разве что традиционные сани с поклажей немного добавляют колорита.

20. Улица Обская, дом 7.

Обская - единственная улица в посёлке.

23. Затаившийся в кустах автобус-вахтовка.

24. А вот и местные жители попали в кадр.

25. Какая-то покорёженная цистерна непонятного предназначения.

26. Оба-на. А этот дом мне уже знаком...

26а. Ну конечно! Я его видел накануне с вертолёта, когда летел с Алиной в Яр-Сале. В тот момент я даже не подозревал, что мы пролетаем над Горнокнязевском. Вот ведь как интересно получилось.

Салехард - Яр-Сале, 18.07.2019

26б. А здесь можно рассмотреть другую половину посёлка. В том числе разглядеть некоторые из показанных домов, а также дорожную технику, укладывающую асфальт перед этнокомлексом... Про что я как раз говорил в начале репортажа.

27. Спускаемся к реке, проходим мимо дома рыбацкой общины.

28. И вот показалась могучая Обь, а также несколько катеров и лодок местных рыбаков.

29. Без подобных плавсредств здесь не обойтись! Наверное для местных они ценнее автомобилей. По крайней мере, в летнее время.

30. Мирно отдыхающие катера и лодки. Обстановка была на удивление спокойной и тихой. Вокруг - ни души. Даже Обь была умиротворяюще спокойной.

31. А вот более мрачная картина - затонувший в реке скелет автомобиля. Тёмные смазанные пятна - это мошки. О, да! Их там летало очень-очень много. Стоять на месте было невозможно - жрали нещадно!!!

32. Из-за полчищ кусачих насекомых мы не могли долго гулять у воды, поэтому скорее стали подниматься наверх.

34. Дом с коврами.

36. Хижина в зарослях.

Вот, собственно, всё, чем запомнился посёлок. Серенькие домишки, заросли, большая река, берег с лодками и катерами, а также невероятные тучи кровососущих насекомых. Если бы не музейный комплекс, то я сказал бы, что в посёлке делать нечего. Понятно, что пасмурная погода добавила мрачности, но в целом-то тут явно не в погоде дело.

Tags: 2019, Заполярье, Крайний Север, Обь, Ямал, архитектура, великие люди, география, двор, жесть, интересное, конфуз, лес, лето, мрак и депрессия, музеи, насекомые, отпуск, памятники, поездки, природа, происшествие, растения, река, факты, фото, школа