Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Золотая осень в Адыгее (06.10.19 - 08.10.19)

Хоть и трудно было заставить себя написать большой всеохватывающий пост, всё же я не мог продолжать откладывать иллюстрированный рассказ об Адыгее. Нельзя столько времени скрывать невероятные красоты живописной горной республики.

С чем у многих ассоциируется Адыгея? Наверняка в первую очередь воображение рисует внушительные горы, ущелья, водопады, пещеры, камни, красивые виды долин, горные леса, реки. А кому-то, как и мне, также нравятся адыгейские сыры и адыгейское пиво. В общем, ассоциации исключительно приятные. К тому же, Адыгея - это юг, тёплый гостеприимный Кавказ. А значит, что в этой замечательной республике туристов будет ждать истинно кавказское радушие. Местные жители будут общительны, доброжелательны и отзывчивы.

Республика Адыгея - субъект Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Административный центр — город Майкоп. Территория республики со всех сторон окружена Краснодарским краем. И вообще имеет довольно причудливые очертания, как будто "от балды". Если ехать, например, от Майкопа в сторону плато Лаго-Наки, то можно несколько раз пересечь административную границу, оказываясь то в крае, то в республике.

Численность населения - 463 088 человек (2020 г.). Площадь - 7792 км². Код субъекта - 01. Тот самый номер, о котором так мечтают многие автолюбители!

В Адыгею мы поехали в октябре, когда у Алины были каникулы. Сначала полетели ночным самолётом в Краснодар, а оттуда ранним утром поехали на автобусе до посёлка Каменномостский (Хаджох). Его давно мне рекомендовал шеф, бывавший в Хаджохе не раз и вообще знающий российский Кавказ как свои пять пальцев. Светлана arit_09 разделила мнение моего начальника, и также всячески рекомендовала съездить в Каменномостский. Кстати, жаль, что посёлку дали такое трудновыговариваемое название. Как я заметил, оно мало кому пришлось по душе. Местные именуют свой населённый пункт не иначе как "Хаджох". По крайней мере, те люди, с кем мне довелось общаться.

Далее - традиционная подборка фотографий с короткими комментариями.

Каменномостский

Мы поселились в гостевом доме "Благодать". Условия в номере были пристойными, а вот санузел несколько разочаровал. Зато хозяин каждый день нас куда-нибудь возил, беря при этом символическую плату за бензин. Большинство фотографий - результат таких поездок.

1. Территория гостевого дома.

2. Река Белая.

Каменномостский - Даховская

И на следующий же день мы поехали в сторону плато Лаго-Наки, по пути останавливаясь у разных достопримечательностей.

3. Первая из них - Девичий камень. Другие названия - Казачий, Черкесский, Шайтанский. Расположен на трассе А-159 между Каменномостским и станицей Даховской. С ним связано немало легенд.

4. По сути, камень представляет собой мини-скалу, с вершины которой открываются довольно эффектные виды.

6. Графская поляна.

7. Гостиница на дереве.

Дорога на Лаго-Наки

От станицы Даховской можно свернуть на дорогу, эффектно устремляющуюся в сторону плато Лаго-Наки. Дорога петляет по склонам горных хребтов и постепенно приводит к главной природной достопримечательности этих мест.

9. Смотровая площадка с сувенирными лавками.

10. Буковая роща.

11. База отдыха "Горное настроение" ("Сибирь").

12. Эффектный вид со смотровой площадки базы "Горное настроение".

15. Горная долина у истока реки Мезмай.

Лаго-Наки

Плато Лаго-Наки - уникальный массив площадью 800 квадратных километров, покрытый альпийскими лугами и застывший на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Территориально находится частично в Адыгее, частично в Краснодарском крае. Здесь расположен самый низкий ледник Кавказа и Европы — Малый Фиштинский.

Забравшись чуть повыше, мы любовались открывшимися видами красивейшей долины. Было очень холодно, всего +4 градуса, и дул сильный пронизывающий ветер. Мне пришлось отдать Алине свою куртку и остаться в свитере. В итоге из-за лютого холода пробыли там недолго. Но кое-что нафоткать удалось.

Станция Хаджох

К сожалению, железнодорожная станция Хаджох ныне закрыта. Точнее открыта только для грузовых поездов, а пригородное пассажирское сообщение с 2015 года временно приостановлено. Эх! А как было бы здорово ездить в Каменномостский на электричке!

25. Здание вокзала Хаджох.

26. Памятный обелиск братской могилы.

27. Жилой дом неподалёку от вокзала.

28. Хмель в одном из дворов посёлка.

Музей аммонитов

В сам музей не заходили, ограничились прогулкой до дольмена.

31. Глубокий овраг рядом с дольменом. Жаль, фото не способно передать глубину и объём.

Победа

В другой день мы съездили в посёлок Победа, чтобы посетить Свято-Михайловский монастырь (или как правильнее - Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь) и подняться на гору Физиабго.

33. Храмы и часовни на территории монастыря.

34. Один из многочисленных монастырских котов.

Гора Физиабго

Это была довольно приятная и полезная прогулка. Хотелось бы так гулять как можно чаще. Шли мы на вершину горы Физиабго (высота 992 метра) к обзорной площадке и колокольне.

36. Симпатичные дорожки, вымощенные плиткой.

37. Алина отдыхает после долгого подъёма.

38. Часовня с колокольней на вершине горы Физиабго. Разрешалось подойти к колоколу и позвонить в него. Но только сильно не увлекаться.

39. Спуск с горы.

40. Обратная дорога к Хаджоху. Вид на гипсовый карьер.

41. Экодеревня.

Ущелье Мишоко

Далее мы посетили ещё одну природную достопримечательность рядом с Каменномостским. Ущелье Мишоко образовано течением одноименной реки, которая впадает в реку Белая. С черкесского Мишоко означает "медвежья долина".

Мы остановились возле экстрим-парка. Пересечь ущелье на троллейке не решились. И, наверное, зря. Но как-нибудь наверстаем упущенное.

47. Заброшенный известняковый карьер.

Хаджохская теснина

Наконец, перед самым отъездом мы посетили главную достопримечательность Каменномостского.

Хаджохская теснина - так называют извилистую щель в скалах над рекой Белая, которая протекает через юго-западную часть поселка Каменномостский.

Хаджохскую теснину превратили в оборудованный экскурсионный объект, на который можно попасть по билетам. Если не изменяет память, мы с Алиной заплатили за билеты 500 рублей в сумме. В теснине оборудованы ограждения для безопасности туристов, а также смотровые площадки в наиболее живописных местах и даже фонари и прожекторы, благодаря которым посетить теснину можно тёмным вечером.

На входе в Хаджохскую теснину река Белая течет спокойно и неспешно, однако по мере сужения каньона и увеличения количества порогов, становится все более бурной. Когда-то в теснине можно было увидеть уникальное явление – вырубленный речными потоками в скале за многие тысячи лет каменный мост, благодаря которому и получил свое нынешнее название поселок Каменномостский. Ранее, когда Хаджохская теснина еще не являлась оборудованным туристическим объектом, мостом активно пользовались местные жители.

48. Пороги реки Белой.

Пройдя от начала теснины до конца, можно набрести на зверинец.

50. И увидеть главную местную знаменитость - бурого медведя Тимофея.

На этом, пожалуй, пока закончу свой беглый рассказ об Адыгее. Поездка была чрезвычайно интересная и увлекательная, хотя с погодой не повезло. Мы умудрились застать на юге промозглую и сырую погоду, почти такую же, как в Москве в тот же период. Но всё же далее был Лабинск, где мы уже хоть как-то ощутили тепло солнечного Кавказа. К тому же, искупались как следует в термальных бассейнах.
Об этом тоже как-нибудь расскажу отдельно.

Tags: Адыгея, Алина, Кавказ, география, горы, двор, животные, интересное, кошки, красота, лес, осень, отпуск, памятники, поезд, поездки, природа, пруд, птицы, растения, река, услуги, факты, фото, церкви