Captain Kraken (patasak) wrote,
Captain Kraken
patasak

Майское путешествие в Черноземье. Итоговая подборка (02.05.19 - 04.05.19)

Пора бы уже закрыть весну окончательно. То есть поставить жирную точку в рассказе о майском путешествии в Воронежскую область. На дворе октябрь-месяц, и в принципе это не самое позднее время для закрытия весенних долгов. Ведь если вспомнить прошлый год, то окончательное закрытие весны у меня тогда пришлось... на 30 декабря. Так что не всё так плохо в этот раз. Хотя в загашнике у меня ещё безумное количество необработанных фотографий. Расслабляться рано.

А что касается майской поездки, то от неё осталось немало положительных эмоций. Другое дело, что несколько месяцев спустя эти эмоции значительно угасли на фоне крышесносящих впечатлений от Салехарда, Яр-Сале, Архангельска, Кургана и теплоходного путешествия по Оби. В конце концов, и от июньского похода к шару я испытал сильнейшие эмоции и получил незабываемые впечатления, о чём поведал совсем недавно.

Так что за прошедшее с мая время произошло немало интересных событий, особенно летом. Но я всё же постараюсь кратко пересказать майские впечатления.
Кстати, здесь будет добавлено кое-что новое. Например, более подробное описание поездки на "кругломордой" электричке.

Москва, Казанский вокзал (02.05.2019)

1. Перед самым отправлением я наконец-то я увидел истинно зелёный поезд. Он следовал в Кыргызстан.
А ведь месяцем ранее на этом же вокзале мне попался на глаза бирюзовый казахский поезд. Ошибочно принятый мною за зелёный, ага. Это странно и забавно... Ранее дальтонизма за собой никогда не замечал.

Воронеж. Железнодорожный вокзал "Воронеж-1" и привокзальный сквер (03.05.2019)

2. Утром прибыл в Воронеж. Хоть мне здесь и не надо было выходить, я всё же решил прогуляться по окрестностям вокзала. Стоянка поезда была долгая, примерно 40 минут.

3. Паровоз в привокзальном сквере.

4. Сквер как сквер. Но приятно было взглянуть на цветущие и по-весеннему яркие пейзажи.

Истеричный охранник несколько раз меня окрикнул. Мол, нельзя здесь фотографировать. Режимный объект и всё такое. И вообще сейчас придут правоохранительные органы и повяжут меня.
Я сначала огрызнулся, что, дескать, пусть приходят на здоровье и объясняют мне, какую статью закона я здесь нарушаю. Однако испытывать судьбу не стал и вскоре пошёл обратно к поезду. Ведь пока будешь разбираться со всякими чудаками, можно и поезд упустить. Да и, откровенно говоря, фотографировать в этом месте было нечего.

Лискинские хитрости и сюрпризы. Часть I. Два шанса для Георгиу-Дежа (03.05.2019)

Вскоре прибыл в Лиски. Это был второй мой приезд сюда.
О городе у меня уже было скромное представление, но самое интересное ещё предстояло узнать.

В частности, я был культурном шоке, когда выяснил, что город с 1965 по 1991 гг носил название Георгиу-Деж! Это просто не укладывалось в голове!

5. В первую очередь я направился к Собору Владимирской иконы Божией Матери. И это наверное самое красивое и фотогеничное сооружение города.

6. Филиал Воронежского государственного университета. Бывший Клуб железнодорожников.

Немного погуляв по привокзальным окрестностям, я встретился с Анной и Евгением, и все вместе мы поехали на автомобиле в Дивногорье.

Дивногорье. Часть I. Большие Дивы (03.05.2019)

Название "Дивногорье" местность получила за меловые столбы-останцы, прозванные местным населением "дивами" (от "диво" — чудо). Первым письменным свидетельством являются записи Игнатия Смольянина, сопровождавшего митрополита Пимена в 1389 году.
Площадь музея-заповедника более 11 км². С геологической точки зрения заповедник представляет собой выходы меловых отложений на поверхность земли. Из-за довольно значительного перепада высоты между плато и поймой рек Дон и Тихая Сосна микроклимат Дивногорья существенно отличается от окружающей его пойменной низины. Приподнятая сухая поверхность плато быстро нагревается, отчего в итоге на верхах образуются живописные проплешины с весьма скудной растительностью. Меловые останцы в виде столбов — это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть.

На территории музея-заповедника находятся пещерные меловые церкви XIX века, Дивногорский Успенский монастырь XVII века, а также Маяцкое городище IX-X веков (остатки средневековой хазарской крепости и некрополь) и Маяцкий гончарный комплекс IX—X веков, археологический парк. Музей-заповедник доступен для свободного посещения туристами, имеется широкий ряд экскурсионных программ для сборных и туристических групп. При музее имеется площадка для кемпинга и гостиница.

Приехав в Дивногорье, мы купили билеты на экскурсию в пещерный комплекс "Большие Дивы".

7. И вот мы на месте. Любуемся красивыми фигурками меловых останцев "Большие Дивы".

8. А вот и оно, главное диво дивное - Церковь Сицилийской иконы Божией Матери.

И это действительно церковь. Самая что ни на есть православная. Без привычных куполов, крестов и прочих внешних украшательств. Наверное самая необычная церковь из всех, что я когда-либо видел.

9. Вид со смотровой площадки возле церкви. Внизу - платформа 143 км с проходящей мимо сцепкой электровозов.

10. В пещерном комплексе было довольно прохладно, поэтому нас заранее предупредили, что нужно взять с собой свитер или какую-либо другую тёплую одежду. Я, правда, так и не утеплился ни разу. Ходил в футболке.

12. Си­ци­лий­ская икона Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Дивногорская Си­ци­лий­ская икона Бо­жи­ей Ма­те­ри получила своё наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успен­ском Див­но­гор­ском монастыре, в бывшем Остро­гож­ском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Ди­вы (или Див­ные го­ры) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. По­ла­га­ют, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Дон.

13. После посещения необычной церкви нам предстояло двигаться дальше вверх. Не по этой тропинке, а по металлической лестнице рядом. Наверху уже прогуливалась какая-то экскурсионная группа.

14. Большие Дивы, вид сверху.
Красотища!

Дивногорье. Часть II. Продолжение прогулки и возвращение к хутору (03.05.2019)

Дивногорский заповедник - это не только Большие Дивы. Посетив пещерный комплекс, мы пошли гулять дальше вглубь заповедника. По пути мы любовались цветущими кустами и деревьями, живописными меловыми оврагами и некоторыми рукотворными экспозициями. Так как время стремительно близилось к вечеру, на другие экскурсии мы уже не попадали. В частности, уже был закрыт археологический парк-музей "От кочевий к городам".

В общем, мы в итоге ограничились обходом территории Дивногорского музея-заповедника, после чего вышли огородами к хутору Дивногорье. Там, погуляв по Дивному переулку (да, в этих местах всё дивное), вернулись к автомобилю.

15. По пути было на что посмотреть. Меловые склоны очень живописны.

16. Подняв глаза на кроны деревьев, увидели вот такое птичье гнездо.

17. Оригинальное предупреждение о гадюках. Креативно и с юмором!

18. Как же всё-таки красив меловой овраг! Весь такой яркий, ребристый, полосатый.

19. Археологический парк-музей "От кочевий к городам". Хоть понятно было, что он уже закрыт, мы решили подойти поближе, чтобы посмотреть и пофотографировать хотя бы из-за забора.

20. Хутор Дивногорье, Дивный переулок. Дом со знакомой обивкой, как в селе Лиски.

21. Ну а дальше был сугубо туристический сектор. В принципе всё смотрится очень даже симпатично. С претензией на аутентичность.

Возвращались в Лиски уже в кромешной темноте. Но при этом ещё организовали перед сном шашлычные посиделки под звёздным небом.

Лискинские хитрости и сюрпризы. Часть II. Улица Титова (04.05.2019)

Если в первую поездку знакомство с Лисками было весьма поверхностным, то во второй раз мне удалось изучить город получше. Хостел, в котором я по-буржуйски снял двухместный номер для одного себя, располагался в довольно симпатичном и благоустроенном микрорайоне, с весьма странным названием Интернат. Уже съездив накануне в Дивногорье, я собирался отправиться дальше колесить по Воронежской области вместе с witch_abi и Юджем. За полтора часа до встречи с ними я решил прогуляться по улице Титова в сторону Городского парка.

Погода была замечательная: +20°С, ясно и почти без ветра. Приятно было пройтись по зелёной и ухоженной улице Титова. Я гулял по пешеходной аллее, проходя мимо детских площадок, симпатичных газонов и скверов, а также мимо разнообразных памятников и монументов. В первую очередь, конечно, запомнился памятник Лиске - абстрактному персонажу, будто бы являющемуся символом города. При этом существует версия, что топоним "Лиски" на самом деле произошёл от слова "лыски": намёк на лысые меловые горы в окрестностях города.
В общем, как часто бывает с диковинными топонимами, у данного городского имени история довольно мутная и таинственная. Но, по крайней мере, это хитрое и загадочное название уж куда приятнее, чем "Георгиу-Деж".

Не менее загадочной для меня осталась улица Титова: мне так и не удалось узнать, в честь какого именно Титова она названа. Вероятнее всего, в честь космонавта Германа Титова, но подтверждения этой версии я нигде не нашёл. Как назло, и ни одной мемориальной таблички мне не попалось по пути.

22. Симпатичные и благоустроенные жилые кварталы.

23. Монумент в честь присвоения Лискам звания «Населенный пункт воинской доблести». Во время Великой Отечественной войны под Лисками шли бои: на правом берегу Дона стояли фашисты, но дальше они не прошли. При этом, с узловой железнодорожной станции отправляли продовольствие в Сталинград.

24. А вот скульптурная композиция по мотивам басни И.А. Крылова "Ворона и лисица".

25. Свернув с аллеи и уйдя вглубь дворов, увидел вот это чудо - гаражи-вагоны! Точно такие же мне запомнились в Серове.

26. Аллея имени 80-летия ВЛКСМ.

27. Ну а там где ВЛКСМ, там и Вождь собственной персоной.

Лискинские хитрости и сюрпризы. Часть V. Городской парк: прогулка с динозаврами (04.05.2019)

28. Улица Титова закончилась, и я уже хотел пойти назад... Как вдруг увидел весьма оригинальный и колоритный городской парк.

29. Декоративный диплодок сквозь брызги "сухого" фонтана.

30. А к башне прилеплен другой птеродактиль. И это смотрится довольно круто!

31. А какое граффити на башне! Красота!

32. Ух, ты! Гигантская муха!

Лискинские хитрости и сюрпризы. Часть VI. Прогулка к озеру (04.05.2019)

Озеро Богатое является одной из многочисленных стариц реки Дон. Согласно преданию, озеро получило такое название из-за пропавших в нём кораблей с золотом. Длина водоема составляет примерно семь километров, с максимальной шириной в 250 метров. Восточные берега водоема являются заболоченными, на западе берега песчаные. Дно водоема представлено, в основном, песчаным грунтом. Вода в озере пресная.

33. Прогулка к озеру получилась довольно приятной и увлекательной. В частности мне понравился вот этот песчаный спуск от смотровой возле санатория «Радон».

34. Главный корпус санатория «Радон», вид снизу.

35. Улица Большая Донецкая. Красный одноэтажный дом с адресным номером 222.

36. Колоритные почтовые ящики. И снова песчаный грунт. Озеро уже где-то рядом.

37. Я вышел на пляж под названием "Военка" и наконец-то увидел озеро Богатое. На нём тренировались байдарочники.

38. Ещё раз взглянем на озеро - и дальше в путь. Здесь, кстати, также можно разглядеть знакомый нам меловой карьер.

Красоты Черноземья: Сторожевое I-е (04.05.2019)

Сторожевое I-е — село на правом берегу Дона в Острогожском районе Воронежской области. Население - 772 чел. Расположено в 38 километрах к северу от Острогожска и в 52 километрах к югу от Воронежа.
Предыстория у села следующая.
Для защиты границ Русского государства в 1647 году на Белгородской черте был построен город Коротояк. Для наблюдения за татарскими "перелазами" (переходами через реку) в 1648 году коротоякцы установили сторожевой пост на поляне правого высокого берега Дона в 26 верстах к северу от города, где и несли службу. Это место впоследствии получило название Сторожевая поляна. В 1653 году у сделанного здесь "стоялого острога" поселились служилые люди, основав село Сторожевое - одно из древнейших селений губернии.

39. Едем по трассе Острогожск - Воронеж. Виды довольно приятные.

40. Село Сторожевое I-е. Такой колоритный и трогательный деревенский пейзаж!

41. Сходка фотографов-пейзажистов на фоне обрывистых берегов Дона.

42. А это, кстати, виднеется Нововоронежская АЭС - одна из первых промышленных атомных электростанций СССР.

43. Дон здесь невероятно живописен!

44. Снова село Сторожевое I-е. Церковь митрополита Крутицкого Петра.

45. Нешуточная межвидовая борьба.

Из Сторожевого мы поехали в Воронеж, где я был вынужден расстаться с Анной и Евгением, поблагодарив их за замечательную поездку. Они продолжили путь на автомобиле, через Елец и Задонск, ну а я собирался сесть на поезд и поехать прямиком до Москвы.

Воронеж, железнодорожная станция Придача ("Воронеж-Южный")

Однако с первой попытки сесть на поезд не удалось. Дело в том, что билет я планировал купить непосредственно на вокзале Воронеж-Южный, так как сделать это онлайн из-за неработающего интернета мне не удалось. И вот пока я ехал из Сторожевого, билеты уже закончились.

Но зато были в наличии билеты до Москвы от станции "Воронеж-1". Билет я купил без всяких раздумий, но оставалось только добраться до другой части города. Способов было много, но я выбрал самый необычный: на электричке. Которая, по счастливому стечению обстоятельств, отправлялась от Придачи как раз через пять минут и прибывала на вокзал "Воронеж-1" где-то за полчаса до отправления моего поезда на Москву. Так что я заодно купил билет на электричку.

Какова же была моя радость, когда увидел, что электричка кругломордая! Я даже не знал, что подобные составы ещё можно увидеть в европейской части России.

46. Вот она, родимая.

По иронии, эта электричка приехала из Лисок. Получается, что я как бы догнал её, чтобы проехать на ней хотя бы небольшой кусочек маршрута...
К слову, кусочек не такой уж и небольшой. Я ехал более получаса, так как железная дорога от Придачи до центра описывает большой крюк в обход Воронежского водохранилища.

47. Интерьер кругломордой электрички. Ах, какая ностальгия! Я на подобном электропоезде катался в далёком-предалёком детстве. Кажется, ещё в 80-х годах.

48. Наибольшее любопытство у меня вызвала вот эта диковинная выгородка. Первая мысль была, что это туалет. Хорошо, что не стал проверять. Как подсказал мне dennism, шибануло бы током будь здоров!

49. Станция "Воронеж-1". Вид на вагон снаружи. Бросается в глаза "мёртвое" окно на месте той самой электрощитовой выгородки.

Здесь я благополучно сел на свой поезд и отправился в Москву.

Липецкая область, город Елец

50. Была долгая стоянка в Ельце, и я выходил прогуляться по станции.
Тот же Денис dennism рассказывал, как подвергся здесь истерическим нападкам по поводу фотоаппарата. Мне же повезло больше, и фотографировать никто не мешал. Впрочем, толку от этого мало. Более-менее у меня получилась только одна фотография.

Ну и на этом, пожалуй, всё.

Весеннюю отчётную часть торжественно объявляю закрытой!
Tags: Воронеж, Дон, Лиски, Черноземье, амбиции, архитектура, весна, встречи, география, горы, двор, животные, красота, насекомые, озеро, памятники, поезд, поездки, праздники, приколы, природа, радость, растения, река, события, статистика, стрит-арт, услуги, факты, филантропия, фото, церкви