Мне вспомнился рекламный ролик со слоганом "«Дока Пицца» - нельзя не соблазниться". Полагаю, этот ролик если и помнят, то очень немногие. Но наверняка рифма "пицца - соблазниться" пошла в народ именно благодаря этой рекламе. К сожалению, сам ролик я так и не нашёл на просторах интернета. Вернее роликов в своё время было несколько, заканчивающихся одним и тем же слоганом. Но мне не удалось отыскать хотя бы один.

«Дока Пицца» - это был один из первых франчайзингов в России, создателем которого являлся уроженец Амурской области бизнесмен Владимир Довгань. Кстати, советую ознакомиться с его биографией по ссылке, довольно интересно.
И вот это умное и непонятное тогда слово "франчайзинг" мне здорово врезалось в память. Тогда вообще была мода на всякие специфические словечки, произносимые с экрана ТВ, от которых рядовой зритель чувствовал себя ущербным и недалёким. Постепенно термин "франчайзинг" как будто мутировал в обиходе и превратился во "франшизу" - это слово сейчас, наверное, знакомо всем.
Ещё Довгань запомнился тем, что придумал водку имени себя. И также был период, когда его торговая компания «Довгань» была спонсором телеигры «Что? Где? Когда?». Но уже с наступления нового тысячелетия фамилия бизнесмена упоминалась всё реже и реже.
Кажется, это было настолько давно, что наверное мало кто вообще вспомнит сейчас Владимира Довганя. А что касается франчайзинговой компании «Дока Пицца», то она умерла ещё до того, как большинство из нас узнало фамилию Довгань. Какое-то время, кстати, существовала компания «Дока Хлеб», но тоже недолго.
Как же так получилось, что где-то в далёком Комсомольске-на-Амуре сохранилось напоминание о давно забытом бренде?
Предлагаю совершить коротенький экскурс в 2017 год.
1. Находится (или находилось) сие чудесное заведение рядом с автовокзалом, по адресу: улица Пионерская, дом 4.

2. Кто-нибудь узнал этот логотип? Я его хорошо помню.

3. Что за бесстыжее паразитирование на мёртвом бренде?! - подумалось мне тогда.

Комсомольск-на-Амуре, март 2017 г.
Я представлял себе предысторию закусочной следующим образом.
Решила, значит, группа товарищей арендовать или купить помещение, оставшееся после заведения «Дока Пицца», приказавшего долго жить. Смотрят на старую вывеску и думают, как бы её снять и какое бы новое название для своей будущей закусочной придумать. И тут, наверное, одному из товарищей пришла в голову гениальная идея: "А давай-ка мы не будем ничего снимать и придумывать новое название! Будет наша закусочная под этой же вывеской. Гениально же?". "Точно! - наверняка ответил второй товарищ. - Формально мы будем новым юридическим лицом, а люди по старинке будут идти сюда, к знакомому бренду, и особо не заметят изменений. И нам никакой лишней мороки. Воистину гениально, дружище!"
UPD: Но на самом деле история такова:
"В период с 1990 по 1994 гг. Владимир Довгань построил франчайзинговую сеть под брендами «Дока пицца» и «Дока хлеб», в которую входило более 800 пиццерий по всему СНГ. Однако контролировать качество продукции, которое не у всех франчайзи было одинаковым, в бурные 90-е оказалось сложно. В 1995 г. резко подорожали электричество и металл, что привело к закрытию производства, а вместе с ним первой российской франчайзинговой сети. Однако уже в следующем году буквально с нуля был запущен франчайзинг «Довгань» по выпуску пищевых продуктов с защищенным качеством. Этот проект просуществовал три года – до печально знаменитого кризиса 1998 г., но за это время сумел создать нишу качественных продуктов, чего российскому рынку тех лет остро недоставало.
С закрытием первой в стране франчайзинговой сети в 1995 году история брендов «Дока пицца» и «Дока хлеб» вовсе не закончилась. В России, преимущественно на севере страны и за Уралом, по-прежнему работают заведения с такими названиями, большинство из них – это те самые пиццерии и пекарни, которые были открыты по франшизе «Дока» в начале-середине 90-х. Поскольку «Доки» являются заведениями с давней и заслуженной репутацией, дорогу к ним вам легко подскажут жители таких городов, как Мурманск, Киров, Екатеринбург, Ханты-Мансийск и даже Комсомольск-на-Амуре. Особенно широко поставлена работа в Челябинске, где есть шесть пиццерий «Дока пицца» и одно кафе-кондитерская «Дока хлеб».
Отсюда: idi-online.com
Так что, похоже, паразитирования как такового и не было. Но всё равно как-то всё мутно и непонятно. И довольно странно смотрятся подобные остатки старых франчайзингов.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →